Фёдор Иванович Шаляпин, бесспорно, – самый знаменитый русский бас. Его творческая и личная биографии состоят из множества интереснейших сюжетов, которые не дают покоя ни исследователям, ни широкой публике как в России, так и за рубежом. Об этом уникальном артисте возникло бесчисленное количество мифов, исторических анекдотов, героических легенд. Но особенно интересно, когда легендарные факты биографии такого человека имеют документальное подтверждение.
7 июля 2017 года в Театральном музее им. А.А. Бахрушина открылась выставка, посвящённая 100-летию со дня проведения масштабного благотворительного концерта Фёдора Ивановича Шаляпина в пользу Севастопольского клуба Флота и Армии, Общества народных университетов и Комитета союза инвалидов.
На выставке представлены несколько значимых тем творческой биографии великого артиста: благотворительный концерт в Севастополе в июле 1917, организованный Шаляпиным в разгар Первой мировой войны и преддверии Октябрьской революции, и «Крымские сюжеты». Шаляпин неоднократно организовывал благотворительные выступления, однако тема благотворительности по-прежнему остается мало исследованной вехой его творчества.
Концерт было решено провести под открытым небом в павильоне для симфонических оркестров в сопровождении 60 человек регентского хора и симфонического оркестра военно-морской базы (120 человек). Шаляпин лично отбирал хористов: для этой цели ему предоставили беспрепятственный вход на любой военный корабль базы Черноморского флота. На одном из кораблей встретил незаурядного молодого человека – Дмитрия Даниловича Головина, будущего оперного артиста Большого театра, судьба которого впоследствии оказалась трагической.
«В день концерта трибуны и все места перед эстрадой были заполнены до отказа. Впереди ряд скамей занят инвалидами, привезёнными на концерт со всех госпиталей Севастополя. Многие из солдат и матросов единственный раз в жизни слушали в тот день великого Шаляпина», – сообщалось в прессе.
Фёдор Шаляпин открыл концерт в белой матросской форме и с флагом в руке, исполнив «Марсельезу». Затем «загремели» русские и украинские народные песни. Второе отделение было посвящено классическому репертуару певца: прозвучали произведения русских и зарубежных композиторов. В заключительной части концерта была исполнена «Песня революции», написанная самим Шаляпиным.
Выставка «”Песня Революции’’ Фёдора Шаляпина. Севастополь. 1917» рассказывает о деятельности певца в качестве благотворителя и мецената, о крымских встречах артиста с выдающимися людьми его эпохи: С.В. Рахманиновым, М. Горьким, А.П. Чеховым, Д. А. Усатовым, Н.Д. Телешовым, И.А. Буниным, С.Г. Скитальцем, Л.А. Сулержицким, Вл.И. Немировичем-Данченко, А.А. Спендиаровым.
Кроме того, выставка раскрывает несколько интересных фактов из биографии Шаляпина, связанных с Крымом. Именно в Крыму вместе с Максимом Горьким артист работал над своей автобиографией, и в начале 1917 года в журнале «Летопись» была начата её публикация.
Также в Крыму артист перевёл оперу «Дон Карлос» Дж. Верди на русский язык, премьера которой состоялась в Императорском Большом театре в январе 1917 года (благотворительный спектакль). Во время отдыха Шаляпина на даче Константина Коровина в Гурзуфе было получено известие о присуждении певцу звания Солиста английского короля, а в 1915 году Фёдор Иванович купил у Ольги Михайловны Соловьевой знаменитую «Пушкинскую скалу» в Гурзуфской бухте, намереваясь создать на этом месте «Замок искусств».
Выставка включает в себя около двухсот экспонатов: декорации к спектаклям, эскизы костюмов, уникальные звукозаписи, письма, программы, афиши, книги, предметы мемориально-вещевого фонда, также впервые представлены эксклюзивные фотографии из частных собраний коллекционеров Москвы и Санкт-Петербурга.
Выставка организована ГЦТМ совместно с Межрегиональным Шаляпинским центром (постоянным партнёром ГЦТМ им. А.А. Бахрушина) при поддержке Музея Большого театра, ВМОМК имени М.И. Глинки, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (Музей-квартира Ф.И. Шаляпина), Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева и частных коллекционеров Ю.А. Пономаренко и В.Г. Мацокина.
Куратор выставки – Светлана Семиколенова, вице-президент Межрегионального Шаляпинского центра, кандидат искусствоведения.
Дмитрий Родионов, генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина
Светлана Семиколенова, куратор выставки, вице-президент Межрегионального Шаляпинского центра
Светлана Семиколенова, куратор выставки, вице-президент Межрегионального Шаляпинского центра даёт интервью для телеканала «Культура»
Юрий Тимофеев, президент Межрегионального Шаляпинского центра
Фёдор Тарасов, приглашённый солист Большого театра, исполняет гимн «Песня революции»
Евгений Богатырёв, директор Музея А.С. Пушкина, член Учёного совета
Михаил Ченцов, пианист, композитор, Член Союза композиторов
Галина Перминова, директор Народного музея истории театра при
Севастопольском академическом русском драматическом театре им. А.В. Луначарского
Юлия Чеботарёва, заведующая Мемориальной усадьбой Ф.И. Шаляпина (ВМОМК им. М.И. Глинки) и Екатерина Селезнёва, старший научный сотрудник, Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина (ВМОМК им. М.И. Глинки)
Слева направо: Фёдор Тарасов, приглашенный солист Большого театра, Алексей Зинченко, солист Крымской государственной филармонии, Михаил Ченцов, пианист, композитор, Член Союза композиторов, Юрий Иванович Тимофеев, президент Межрегионального Шаляпинского центра
Фрагмент экспозиции: костюм Ф.И. Шаляпина для роли короля Филиппа II, Опера «Дон Карлос» Дж. Верди
Фрагмент экспозиции: фотография после генеральной репетиции «Песни революции» с хором черноморского флота и симфоническим оркестром (Севастополь, июль 1917 года)
Фрагмент экспозиции: портрет Ф.И. Шаляпина кисти Н.Д. Кузнецова, фотографии К.М. Алиханова, Д.А. Усатова, Ф.И. Шаляпина, С.И. Мамонтова