15 февраля в Доме-музее М.С.Щепкина открылась персональная выставка Екатерины Галактионовой – живописца и сценографа, выпускницы факультета сценографии Школы-студии МХАТ, номинанта Национальной театральной премии «Золотая Маска» 2014 («Лучшая работа художника»), постоянной участницы “Итогов сезона“.
Название концепции персональной выставки заимствовано у режиссера Р.Кастелуччи, из его одиннадцати частной театральной симфонии «Трагедия, рожденная из самой себя». Творчество Екатерины Галактионовой – это странный и страшный мир, наполненный трагическими конфликтами: автор реагирует на болевые точки действительности, захваченной негативной разрушительной силой. Он возникает как мгновенная эмоциональная и яркая реакция на несправедливость мироустройства, насыщенного агрессией, насилием, где человек – есть жертва безысходной трагедии, катастрофы, или заблуждения.
Созданные Галактионовой художественные истории — это неравнодушный взгляд современного человека, который хорошо понимает, что радость может быть познана через несчастье и горе, а красота через уродство и заурядность, но и то и другое есть жизнь человека на земле. Художнику хочется вернуться к чистоте и яркости красок, она стремится вырваться из замкнутого пространства, ограниченного театральным задником, где персонажи, увиденные «ближним зрением», как говорил Ортега–и–Гассет, приобретают удивительную телесность и плотность, мы видим их “полными”, выпуклыми, они даны крупным планом и заполняют все композиционное пространство полотна. Но побег из «театра» очень сложен, ибо человек, увиденный сквозь призму вечного противостояния, оказывается неспособным к сопротивлению, и ему не дано разорвать этот трагический круг, он находится в плену мучительного бессилия и покорного бездействия в мире одиночества, подполья, кошмаров. Это своеобразный театр жестокости, актуализация болезненного, воспаленного и бескомпромиссного восприятия жизни художником.
Однако не будем забывать, что речь идет о творчестве, о сфере искусства, где любой факт – есть иносказание, игра. И в пространстве данного дискурса возникает своя система контекстов, где часто гротескное восприятие мира позволяет увидеть жизнь человека и социума символически. Это своеобразный эксперимент, который требует манифестации идей, а следовательно некоторой наглядности, заостренности смыслов и, конечно, эстетических приемов. Демонстрация в искусстве многих скрытых, тайных явлений человеческой психики, подсознания ведет автора и зрителя по пути разрушения табуированных тем, обывательских норм и пробуждает волю к скрытому знанию.
Актуальные работы Екатерины Галактионовой, пронизанные театральной стихией: от мизансцен, костюмов, ритма и организации материала, — оставляет возможность для зрителя свободу интерпретации, аллюзий, диалогов с творчеством художников прошлого: от эпохи Возрождения до Дали, Магритта, Поля Дельво и Джеймса Энсора. Импровизационность восприятия самостоятельного искусства Галактионовой, его видение и обнаружение смыслов потребует от «зрителя» понять художественный текст как воплощенную «множественность», а не присвоить ему какую-то конкретную смысловую нагрузку. Ибо настоящий «текст, — как писал Р. Барт, — пронизан сетью бесчисленных, переплетающихся между собой внутренних ходов, не имеющих друг над другом власти; в него можно вступить через множество входов, ни один из которых нельзя наверняка признать главным».
Кураторы выставки: Е.Кутловская, Н.Пивоварова
Екатерина Галактионова автор сценографии и костюмов к спектаклям:
«Молчание золото» П. Кальдерон, Режиссёр В.Петров, Учебный театр Школы-студии МХАТ
«Ловушка» Р.Том, Режиссёр Л.Мсхиладзе, Учебный театр ГИТИС
«Пигмалион» Б.Шоу, Режиссёр В.Петров, Учебный театр Школы-студии МХАТ
«Арест» Ж.Ануй, Режиссёр В.Петров, Воронежский академический театр драмы им А.Кольцова
«Пиковая дама» А.С.Пушкин, Режиссер С.Бульба, Липецкий театр кукол
«Повесть о господине Зоммере» П.Зюскинд, Режиссёр Н.Кобелев, ТЮЗ им. Брянцева, Санкт-Петербург, Художник по костюмам
«Недоросль» Д.Фонвизин, Режиссёр В.Портнов, Театр «Пушкинская школа»
Санкт-Петербург, Художник по костюмам
«Мы все прекрасные люди», По пьесе И.С.Тургенева «Месяц в деревне», Режиссёр Ю.Бутусов, Театр Ленсовета, Художник по костюмам
«Пиковая дама» А.С.Пушкин, Режиссёр С.Тыщук, Воронежский академический театр драмы им А.Кольцова
«Облако-рай» Г.Николаев, Режиссёр С.Тыщук, Лысьвенский театр драмы
«Доходное место» А.Островский, Режиссёр В.Мирзоев, Свердловский государственный
академический театр драмы, Художник по костюмам
«Мамаша-кураж» Б.Брехт, Режиссёр Т. Иммамутдинов, Театр «Старый дом», Новосибирск
«Васса» М.Горький, Режиссёр С.Тыщук, Театр на Малой Бронной, Москва
«Назову себя Гантенбайн» Макс Фриш, Режиссёр С.Трифонов, Театр на Таганке, Москва
«Фредди, Фред и Фредерик», По пьесе Жана Ануя «Арест», Режиссёр В.Петров, Театр им. Луначарского, Севастополь
Выставки:
«Твой шанс 2008» (гран-при фестиваля «Лучшая работа сценографа» за проект «Буря» В.Шекспира), «Пьесы Чехова» 2008, «Клин 5» 2008, «Твой шанс 2009» , VI Фестиваль искусств «Балтийские сезоны», Персональная выставка «Трое в лодке», 2009, Итоги сезона 2008/2009, Ярославский фестиваль «Будущее театральной России», Выставка «Russian Shakespeare» Newcastle, UK 2010, Итоги сезона 2009/2010, Выставка «ПОСТ. ФАК-Т», Итоги сезона 2010/2011, Итоги сезона 2011/2012, Итоги сезона 2012/2013, Номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска», 2014 («Лучшая работа художника»), Итоги сезона 2014/2015, Итоги сезона 2015/2016
__________
Фрагмент экспозиции. Картина Екатерины Галактионовой «Грим»
Фрагмент экспозиции. Серия картин Екатерины Галактионовой
Екатерина Галактионова, театральный художник
Иван Миляев, декан художественного факультета Института кино и телевидения, профессор, заслуженный художник РФ
Фрагмент экспозиции выставки: композиция с макетом
Фрагмент экспозиции выставки: напольная декорация
Гости вернисажа
Наталья Пивоварова, сокуратор выставки, и Екатерина Галактионова, театральный художник
Екатерина Галактионова, театральный художник
Екатерина Галактионова, театральный художник
Выступление музыкальной группы «Сентиментальные идиоты»