Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



«Маска»

Купить билет Билеты в кассе
Дом-музей М.С. Щепкина



По мотивам повести Станислава Лема.
Спектакль посвящён 90-летнему юбилею знаменитого писателя.

Действующие лица и исполнители:
Она – Юлия Богданович
Оно – Мария Галкина
Свой – Ильдар Аллабирдин
Чужой – Юрий Агений

Режиссёр-постановщик – Анатолий Ледуховский

Инициатива и поддержка проекта – Сергей Бархин, Дмитрий Родионов

Танцы – Юлия Богданович, Юрий Агений
Композитор – Мария Галкина, Каспер Бьорк

Звукорежиссер – Дмитрий Басин

Продолжительность 1ч. 45 мин.

Пресса о спектакле:

“Зрителя — на ковёр”

Режиссёр Ледуховский соединил восток и запад, исповедь и допрос, красоту и безобразие. Спектакли Анатолия Ледуховского — всегда загадка, лабиринт, разноцветная вязь образов и смыслов. Выход из лабиринта не единственный, а прочитать рисунок можно с разных сторон. Как и одноимённая повесть, «Маска» в постановке Ледуховского представляет собой монолог от лица странного и несчастного механического существа, созданного с единственной целью — уничтожить противника королевской власти. Монолог существа, которому, пройдя через боль и роковую любовь к жертве, будет дано получить человеческое начало. Действие в спектакле происходит как бы в трёх смысловых планах: следствие, психоанализ, исповедь. Три времени-пространства, связанные с предельной откровенностью и поиском истины, проступают друг через друга, будто слои прозрачной киноплёнки, чтобы в конце совпасть и породить некое четвёртое, истинное, уже неземное измерение. Любовь и кровь в художественном мире Ледуховского обычно рифмуются, и его насекомоподобная «Маска», покрытая «подвенечным» снегом, так и не сумела спасти свою жертву. Здесь у Лема точка, у Ледуховского — многоточие, после которого зрителю расскажут легенду. Согласно древнему поверью существует некий ковёр, исполняющий желания и спасающий от зла. Узор этого ковра — весь наш мир. Чтобы ковёр не потерял своей силы, нужно чтобы раз в сто лет на него упала капля крови невинного человека. «А если история про ковёр — не правда, то тот, кто её выдумал, он и жизнь нашу выдумал…» Источником цитаты для Ледуховского стал фрагмент фильма Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф». Впрочем, образ мира-ковра, которому для существования необходима жертва, пожалуй, один из ключевых для творчества этого кинорежиссёра в целом. Думается, этот образ /как метафора искусства и человека-творца/ близок и Ледуховскому, который почти дословно цитирует диалог из хамдамовской киноленты. Темы неограниченной власти, сильных мира сего, зримо объединяют спектакль и фильм. Внутреннюю связь между ними обнаруживает ещё одно, предшествующее киноленте звено интертекстуальной цепочки. Первоисточником преданья о ковре для Хамдамова были книги Георгия Гурджиева. Именно в его учении можно встретить как персидскую легенду, связанную с ковром жизни, так и представление о человеке, как о бессознательной машине и мысль о том, что в бессознательных, невольных, «механических» явлениях и скрыт корень зла.
Екатерина Дмитракова, 03.2012. /нужно запросить источник – СМИ/

“Маска или вещь в себе”

Юлия Богданович и Мария Галкина – идеальные кубистские женщины-актрисы. Их пластика, отражающая витиеватые перепады чувств героинь, деформирует правильность привычных очертаний пространства, как будто нарезая его фрагментами. Тени, которые корчатся в танце, ломаются на полу и струятся по стенам, создают ощущение монтажа несоединимых движений, одновременно эксцентричных, агрессивных и соблазняющих своей телесной раскрепощённостью. Всё вместе вызывает не просто чувство неудобности или разрыва реальности, нет, здесь скорее применимы слова А. Брака: «похоже на то, что пьёшь кипящий керосин», но надо добавить, что это прекрасно. Всё вместе напоминает атмосферу фильмов Д. Линча – фантасмагорического сна о тёмных и тревожных вещах, в котором часто присутствует красная портьера, оптическая иллюзия, завораживающий голос и неумышленное стихийное убийство. Иллюзия реальности, притягивающая своей логикой, в то же время пробуждает чувство ужаса от зыбкости происходящего и его непредсказуемости. У «Маски» схожая природа, угаданная, словно подсмотренная во сне. Эта история, таящая непредсказуемое, затягивает, а визуальный язык не дает опомниться. Поэтому, на мой взгляд, это спектакль для такого же ловца снов, воспринимающего увиденное и услышанное не разумом, а кожей, большим внутренним ухом, направленным не на то, чтобы узнать, а на то, чтобы почувствовать и понять. А потом заснуть и увидеть продолжение по ту сторону века.

Е. Стрижак

“Нечто большее…”

Немаловажен тот факт, что зритель на протяжении всего спектакля находится в некотором моральном напряжении. В первую очередь, это связано с теми выразительными эффектами, которые использует режиссёр. Вместе это создаёт атмосферу напряжённого ожидания, в которой пребывает зритель вместе с героями. Если попробовать отнести данную постановку к сфере прекрасного или сфере возвышенного в терминологии И. Канта, то, по моему мнению, здесь можно говорить, скорее, о возвышенном, причём «динамически возвышенном», внушающем удовольствие через страх и природный ужас.

Дарья Малютина

 

 

Вернуться к списку мероприятий
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок