О художественных и личных пересечениях режиссёров и композиторов, а также о специфике работы над поэтическим текстом и созданием актуальной спектаклю музыки расскажет ведущий вечера.
Мейерхольд и Шостакович, новаторы новой эпохи в музыке и на театре. Пересечение их творческих биографий повлияло на весь ход мировой истории искусств.
Дмитрий Шостакович о Мейерхольде, устные воспоминания 1972 года:
«Самое интересное, что там было, в этом самом театре, — это посещение его репетиций. Вот когда он репетировал свои новые спектакли — это было необыкновенно интересно, и там было все захватывающе. А так моя работа, собственно, заключалась в том, что я на рояле там играл, играл на рояле. Скажем, в «Ревизоре» [спектакль по одноименной комедии Н.В. Гоголя, поставленный Мейерхольдом в ГосТИМе в1926 г.] там, когда пели романсы, скажем, Глинки, то я надевал на себя, чтоб не выделяться там из гостей, надевал тоже какой-то фрачок такой и выходил, значит, играл там, играл на рояле <…>
Ну, тогда же, в 28-м году, я ушел от него, к большому сожалению, из его театра, не стал там больше работать. А в 29-м году он меня, значит, опять… Так же это было примерно: позвонил мне по телефону в Ленинграде, пригласил, значит, к себе в гостиницу и предложил мне, значит, написать музыку к комедии Маяковского «Клоп». [Премьера спектакля по пьесе В. Маяковского «Клоп» состоялась в ГосТИМе 13 февраля1929 г. Художниками этой постановки были Кукрыниксы и А. Родченко. Д. Шостакович был автором музыки к спектаклю.]»
Плучек-Щедрин – тандем уже новейшей театральной истории, их творческие встречи не были ограничены только работой над спектаклями. Они создавали качественно новое в искусстве в эпоху, когда любая новизна могла быть встречена враждебно. Они были близкими по духу и взглядам людьми, в чем-то бескомпромиссными, а в чем-то пытающимися всеми возможными путями в узких рамках цензуры сделать художественно ценное высказывание.