Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



«Волшебник русской сцены…». К 170-летию со дня рождения Карла Вальца

Эскиз декорации Москва, Императорский Большой театр. 1880-е гг.
23.03

31.12
Купить билет Билеты в кассе
Главное здание Театрального музея им. А.А. Бахрушина



Карл Вальц. Эскиз декорации к балету «Корсар». Москва, Императорский Большой театр, 1880-е гг. КП 100256

Эскизы : Жемчужина и коралл. Бабочка и пчела. Сатурн и его спутники. Хризантема и Амур войны…
Эскизы декораций: Палаты Берендея, Восточный дворец в саду, Парусник в бушующем море…

170 лет назад родился автор этих эскизов Карл Фёдорович Вальц /1846 – 1929/. Главный машинист и декоратор Московских императорских театров. Маг и волшебник, как называли его в России. «Русский Калиостро», как называли его в Париже. Человек, который 65 лет создавал замечательное оформление спектаклей не только для Большого, Малого и Нового театров, но и антреприз Лентовского, Дягилева, Московского Художественного театра, и увлекал зрителей в волшебный и манящий мир сцены.

В экспозиции выставки представлены экспонаты из коллекций Театрального музея им. А. А. Бахрушина, музея Большого театра, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, РГАЛИ, Государственного Дарвиновского музея.

Даты работы выставки для посетителей: 23 марта – 31 декабря 2016 г.
Место проведения: Главное здание ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Стоимость билетов: 300 и 100 руб. /льготный тариф/.

Имя Карла Вальца хорошо известно людям театра, специалистам. Для широкой аудитории громко и отчётливо оно вновь прозвучало в начале XXI века, во время крупномасштабной выставки в центральном Манеже «Большой театр — 225 лет». В рабочую группу вошли Сергей Бархин /автор идеи/, Виктор Берёзкин /куратор/, Борис Мессерер /гл. художник экспозиции/. Руководил проектом Дмитрий Родионов /в наст. время – ген. директор ГЦТМ им. А. А. Бахрушина и куратор выставки к 170-летию К.  Ф. Вальца/.

Работы Карла Вальца открывали недавнюю выставку Бахрушинского музея «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство. 1870– 1930».

В контракте Вальца с конторой императорских театров оговаривалось, что он будет иметь ежегодный бенефис с постановкой живых картин и концертным отделением. На бенефисах Вальц давал волю фантазии:

«Помню, как-то однажды мною был дан в первый раз на сцене Большого театра „Полёт Валькирий“ Вагнера. Картина была смонтирована в полной сценической обстановке с декорациями и при участии живых лошадей, на которых скакали по особо устроенным подмосткам в облаках цирковые наездницы… В другой раз я превратил сцену в фантастический волшебный сад с партером живых цветов, в виде ковра с разнообразнейшими арабесками… Как-то раз я поставил в виде апофеоза географически-видовую картину. В ширину сцены была устроена терраса из стеклянных рамп. Это сооружение шло уступами к рампе, причём наверху били фонтаны натуральной воды и в виде кипящего водопада ниспадали по маршам до самого низа… Вокруг водопада были расставлены тропические растения».

На выставке в Бахрушинском музее посетителям будет представлен весь спектр творчества Карла Вальца: эскизы костюмов, декораций, занавесов, прирезки макетов, сцены из спектаклей Вальца в редчайших фотографиях Карла Фишера, в конце XIX века…

ДМИТРИЙ РОДИОНОВ О КАРЛЕ ВАЛЬЦЕ

Карл Вальц, благодаря своей исключительной энергичности и любви к театру, стал неформальным художественным лидером, взяв на себя ответственность за сохранение зрительского интереса к спектаклям Большого театра во второй половине XX века. Почитатель импрессионизма, Вальц до К. А. Коровина и А. Я. Головина пытался делать в Большом театре импрессионистическое декорационное оформление.

Владея широкими и глубокими знаниями пространства сцены-коробки, Вальц свободно оперировал живописной декорацией, открывая в ней за традиционной статикой природного или архитектурного фона внутреннюю энергию динамических превращений и преобразований, причём эти возможности часто воспринимались именно как чудеса и волшебство, настолько точно и почти мгновенно производил Вальц перемены и изменения внутри спектакля. Такую декорацию можно определить как динамическую, что станет неотъемлемой частью театрального спектакля в XX веке.

Работа Вальца подготовила приход в Большой театр художников-станковистов, с одной стороны, внедрением в практику театра принципа художественной целесообразности оформления спектакля одним художником, с другой – постоянным расширением спектра художественных приёмов и выразительных средств.

МОСКОВСКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ – Большой театр, Малый театр и Новый театр.

Дмитрий Родионов – о Карле Вальце и выставке /фрагмент речи на открытии 22.03.2016 г.

«The Wizard of the Russian Stage…». To the 170th anniversary of the birth of Karl Valts

«The Wizard of the Russian Stage. To the 170th anniversary of the birth of the Moscow Imperial Theatres chief machinist and stage designer K. F. Valts»

Costume designs: Pearl and coral. Butterfly and bee. Saturn and its satellites. Chrysanthemum and Cupid of war…
Set designs: Chambers of Berendey, East Palace in a garden, Sailing ship in a stormy sea…

Author of these designs Karl Fyodorovich Valts/1846 — 1929/ was born 170 years ago. Chief machinist and stage designer of the Moscow Imperial Theatres. Magician and wizard, as he was called in Russia. “Russian Cagliostro”, as he was called in Paris. The man who created during 65 years remarkable stage designs not only for Bolshoi, Maly and Novy theatres, but also for the enterprises of Lentovsky, Diaghilev, the Moscow Art Theatre. The man who carried the audience into the magical and alluring world of the stage.

The exhibition shows the exhibits from the collections of the A. A. Bakhrushin Theatre Museum, the Bolshoi Theatre Museum, the St. Petersburg State Museum of Theatre and Music, the Russian State Archive of Literature and Art, the State Darwin Museum.

Exhibition dates: March 23– December 31, 2016
Venue: Main Building of the A. A. Bakhrushin State Central Theatre Museum
Ticket price: 300 and 100 roubles /reduced tariff/

The name of Karl Valts is well known to people of theatre and specialists. For a wider audience this name appeared loudly and clearly again in the beginning of the XXI century during the large-scale exhibition in the central Manege «Bolshoi Theatre – 225 Years». The working group included Sergei Barkhin /author of the idea/, Viktor Berezkin /curator/, Boris Messerer /main artist of the exhibition/. The project was directed by Dmitry Rodionov /general director of the A. A. Bakhrushin State Central Theatre Museum and curator of the exhibition to the 170th anniversary of K. F. Valts/.

The works of Karl Valts opened recently the exhibition of the Bakhrushin Museum «The Breakthrough. Russian Theatrical Decorative Art. 1870— 1930».

In the contracts of Valts with the office of the Imperial Theatres was written that he would have an annual benefit performance with the production of living paintings and concert section. During the benefits Valts gave vent to the imagination:

“I remember that one day I produced for the first time «Ride of the Valkyries” by Wagner on the stage of the Bolshoi Theatre. The scene was installed in the full scenic setting with decorations and with the participation of living horses, on which circus horse riders galloped in the especially arranged scaffoldings in the clouds… Another time I turned the stage into a fantastic magical garden with a parterre of fresh flowers in the form of a carpet with the most varied arabesques… Once I put the geographically specific picture in the form of apotheosis. A terrace from glass ramps arranged all the width of stage. This construction went to the ramps, while the natural water fountains streamed on the top and fell down like a boiling waterfall to the bottom. The waterfall was surrounded with tropical plants».

The exhibition at the Bakhrushin Museum will present to the visitors the whole spectrum of the Karl Valts creativity: costume and set designs, curtains, set models, rare Karl Fischer’s photos of the scenes from the Valts performances of the end of the XIX century…

DMITRY RODIONOV ABOUT KARL VALTS

Karl Valts, thanks to his exceptional energy and love for the theatre, became the informal art leader, taking the responsibility for keeping the audience’s interest to the performances of the Bolshoi Theatre in the second half of the XX century. Admirer of Impressionism, Valts tried to make at the Bolshoi the impressionistic set design before K. A. Korovin and A. Y. Golovin.

Owning a broad and deep knowledge of the stage-box space, Valts freely worked with picturesque scenery, opening in it the internal energy of the dynamic transformations and changes behind the traditional static of natural or architectural background, and these opportunities were often perceived just as miracles and magic, so precisely and almost instantly Valts produced the changes in a performance. Such decoration may be defined as a dynamic that will become an integral part to the theatrical performance in the XX century.

The works of Valts prepared a ground for the arrival of the Stankovists at the Bolshoi Theatre: on the one hand, by the introduction of the principle of artistic advisability of a performance design by one artist in the theatrical practice, on the other hand, by the constant expansion of the range of artistic techniques and means of expression.

MOSCOW IMPERIAL THEATRES – Bolshoi Theatre, Maly Theatre and Novy Theatre.

 

Вернуться к списку мероприятий
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок