Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Дом-музей А.Н. Островского/Театральная галерея на Малой Ордынке

Музей-усадьба А.Н. Островского
Адрес: 109017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 9
(ст. м. Третьяковская)

Телефон: +7/499/484-77-77

Время работы: Внимание!
Филиал закрыт на реконструкцию.

Приглашаем вас посетить другие филиалы
Государственного центрального театрального
музея имени А.А.Бахрушина.

Приносим свои извинения за доставленные неудобства!



Заведующая филиалом - Светлана Викторовна Семиколенова

А.Н. Островский

Творчество А. Н. Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но малоизвестный читателям и зрителям середины XIX в.

А. Н. Островский родился 31 марта /12 апреля/ в Москве, вырос в Замоскворечье, в среде небогатого духовенства. Его отец  Николай Фёдорович был сыном протоирея Благовещенской церкви в Костроме. Мать – Любовь Ивановна – была дочерью пономаря и просвирни. Отец занимался частной судебной практикой. Сам Островский закончил гимназию, а затем, недоучившись на юридическом факультете Московского университета, с 1843 по 1851 гг. служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях. Именно здесь молодой человек приобрёл богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес.

Писать начал рано. Первая большая пьеса «Свои люди — сочтёмся!» /«Банкрот»/, напечатанная в 1850 г., произвела сильное впечатление на читающую публику. Неожиданным здесь было почти всё  - купеческая семья, в которой развивается действие, яркий, богатый, как будто подслушанный в жизни язык героев. И, конечно же, сюжет  - история купца Самсона Силыча Большова, решившего обмануть своих кредиторов и объявить себя банкротом, а в результате оказавшегося обманутым и отправленным в долговую тюрьму бессовестной дочерью Липочкой и её мужем, приказчиком Подхалюзиным. Публикация «Банкрота» сделала Островского знаменитым, но в то же время сильно осложнила ему жизнь. Пьеса была запрещена к постановке, а сам драматург отдан под надзор полиции. Его обвинили в неблагонадёжности, так как жизнь и характеры, изображённые в комедии, показались властям клеветой на российскую действительность. Многие читатели также не сразу приняли новаторство Островского. Его воспринимали как «грязного» драматурга, выводящего на сцену недостаточно высокие характеры, пишущего чрезмерно простонародным языком и не видящего ничего светлого в окружающей его жизни.

Несмотря на холодное отношение властей, на тяжёлое финансовое положение и непонимание части публики, Островский активно работал, выпуская ежегодно по пьесе. В 1850-е годы работал в редакции журнала «Москвитянин» вместе с Ап. Григорьевым, Т. Филипповым и другими сотрудниками, близкими ему как по-человечески, так и по своим взглядам. В 1850-е исповедовал почвеннические идеи, восхищаясь русской жизнью и широтой русской души и противопоставляя их рассудочной сухости Запада. Во многом под влиянием почвенничества взгляд драматурга на мир в это время стал менее мрачным, в его пьесах, в отличие от более ранних, появились персонажи, несущие свет и любовь. Одна из самых ярких пьес этого периода -  комедия «Бедность не порок», написанная в 1853 и напечатанная в 1854 гг. История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди - добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, несмотря на своё падение, хорошим человеком. Характерно, что комедия, как и большинство пьес этого времени, завершается счастливым соединением влюблённых и победой добра над злом.

Постановка «Бедности не порок» в 1854 г. в Малом театре вызвала горячие споры. Так, Аполлон Григорьев опубликовал в «Москвитянине» стихотворную рецензию, в которой превознёс пьесу до небес и объявил её появление началом новой эпохи в русском театре. Это мнение разделяли многие. Как воскликнул один из зрителей после спектакля, «воплощённая правда выступила на сцену». Новаторство пьесы Островского ярко проявилось в постановке Малого театра, в частности, в исполнении роли Любима Торцова знаменитым актёром Провом Садовским. В то же время, как среди читателей, так и среди зрителей и даже среди актёров находились люди, которых шокировала и отталкивала излишняя жизненность творчества драматурга. Великий актёр М. С. Щепкин, хотя и высоко ценил талант Островского, но возражал против постановки пьесы в Малом театре, считая, в частности, роль пьяницы и забулдыги Любима Торцова слишком «грязной». Многие присоединялись к этому мнению, полагая, что мир купцов и приказчиков, крючкотворов и пьяниц не достоин сценического воплощения, даже самого талантливого.

Против Островского выступила и редакция одного из самых авторитетных в то время журналов — «Современника». Чернышевский и Добролюбов считали «Бедность не порок» слабой пьесой, а её счастливый конец — не воспеванием народной широты и доброты, а приукрашиванием реальной, куда более мрачной действительности.

Однако популярность пьес Островского продолжала расти, несмотря на сохранявшееся подозрительное отношение к нему властей и на упреки сторонников как «высокого», так и «обличительного» искусства. Укрепляется и его связь с Малым театром, где многие актёры разделяют новаторские идеи Островского. Не случайно большая часть пьес драматурга впервые оказалась поставленной именно на этой сцене.

К концу 1850-х гг. в творчестве Островского назревают крупные перемены. Во-первых, он постепенно отошёл от почвеннических идей и кружка друзей, сформировавшегося вокруг редакции «Москвитянина». Москвич до мозга костей, он всё больше сближался с петербургской редакцией «Современника» и, хотя никогда не поддерживал революционные идеи Чернышевского и Добролюбова, разделял их взгляды на искусство. Журналисты «Современника», в свою очередь, к концу 1850-х гг. увидели в Островском пример настоящего реалистического творца и перешли от его критики к исключительно высокой оценке творчества.

В конце 1850-х гг. изменился и характер творчества Островского, что особенно ярко проявилось в пьесах «Доходное место» /1856/ и «Гроза» /1859/. Для многих поклонников Островского оказалось неожиданным появление «Доходного места», сатирически изображающего жизнь чиновников, где взяточничество и обман считаются чем-то само собой разумеющимся. Здесь не было привычной для Островского купеческой среды, кроме того, в отличие от поэтического настроя комедий начала 1850-х гг., неожиданностью стала и довольно мрачная атмосфера пьесы. Молодой чиновник Жадов, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что чуть не отступается от своих идеалов. Всё же, в последний момент, он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно — Жадову придётся долго дожидаться перемен в обществе. Не случайно цензура запретила постановку пьесы, осуществлённую на сцене только в 1863 г. Многие критики также не приняли новое, «обличительное» направление творчества Островского и заговорили об оскудении его таланта. Сотрудники «Современника», впрочем, придерживались иного, куда более высокого мнения о «Доходном месте», выраженного Добролюбовым в его статье «Тёмное царство».

Публикация в 1860 г. пьесы «Гроза» ярко продемонстрировала, что талант Островского не только не угас, а, напротив, проявлялся всё сильнее и сильнее. Трагическая судьба Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжёлой обстановке патриархальной семьи, рвущейся на свободу, мечтающей о свете и воле, которых нет в её провинциальном городке, — не случайно стала символом российской жизни на переломе двух эпох. Статья Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» не только воспела Катерину, чьё самоубийство, по мнению критика, было не проявлением слабости, а единственным оставшимся для неё возможным протестом. Добролюбов, как и многие другие читатели и критики, увидел в «Грозе» не просто историю гибели неверной купеческой жены. Для него пьеса стала символом приближающихся перемен, чьё наступление уже нельзя остановить. До освобождения крестьян оставалось меньше года, а вслед за крестьянской реформой последовало множество других реформ, в корне изменивших российскую жизнь. В то же время «Гроза» вовсе не была политическим манифестом, каким её иногда пытались представить. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет — всё это придало драме исключительную театральность и обеспечило её сценический успех.

В десятилетия, последовавшие за выходом «Грозы», Островский много и плодотворно работал. В 1860-е-70-е гг. он отошёл от драматизма «Доходного места» и «Грозы», возвращаясь к поэтическому описанию жизни простых людей, чьи проблемы могут вызвать улыбку, обычно смешанную со слезами. Яркий пример пьес, написанных в эти годы, — трилогия о Бальзаминове /«Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдёшь, то и найдёшь»/. Комедии повествуют о поисках богатой невесты чиновником с несерьёзной фамилией Бальзаминов, попадающем в самые неожиданные ситуации. Водевильный характер пьес не помешал Островскому ярко и живо показать в них картины столь хорошо ему знакомой замоскворецкой жизни. В то же время вроде бы шутливые приключения Бальзаминова были показаны с таким сочувствием к «маленькому человеку», что ничтожный и пустой герой поневоле начинал вызывать и симпатию.

В эти же годы Островский создаёт ряд исторических пьес «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие. Они оказались далеко не такими популярными и театральными, как другие его произведения. Для драматурга, однако, обращение к истории было очень важно. Островский пытался найти здесь корни той широты и чистоты русского характера, которые он не переставал воспевать в своих «современных» пьесах. Любовное и возвышенное отношение к народной культуре проявилось и в драматической поэме в стихах «Снегурочка», основанной на русском фольклоре. Создавая историю Снегурочки, отдавшей свою жизнь ради любви, Островский использовал материал народных сказок и песен. Не случайно, хотя сама пьеса не имела особого успеха, созданная на её основе опера Римского-Корсакова завоевала огромную популярность.

Островский создал несколько сатирических произведений, которые, безусловно, могут быть отнесены к ярчайшим шедеврам его творчества.

Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» — история молодого человека Егора Дмитриевича Глумова, всеми правдами, а скорее, неправдами, пытающегося сделать карьеру и добыть богатую невесту. Ложь и интриги почти приводят Глумова к заветной цели. Разоблачение наступает случайно. В руки обманутых Глумовым людей попадает дневник, в котором он язвительно описывает их глупость и подлость. Казалось бы, обманщик навсегда будет изгнан из хорошего общества. Ничуть не бывало. После того, как уличённый во всех подлостях Глумов гневно обличает своих покровителей и удаляется, те приходят к выводу, что их протеже «что ни говори, деловой человек» и решают, что «наказать его надо, но через несколько времени можно его опять приласкать». Ясно, что дальнейшее возвышение беспринципного Глумова обеспечено.

Ещё более страшный мир показан Островским в пьесе «Лес». Действие происходит в поместье помещицы Гурмыжской, которая по своей воле вершит судьбы зависящих от неё людей. Она продаёт принадлежащий ей лес потому, что ей нужны деньги — для бедных — по её собственным словам. Однако довольно быстро становится ясно, что деньги для Гурмыжской — прежде всего возможность купить себе молодого возлюбленного. Ради этого она мучает и терзает бедную племянницу Аксюшу, прекрасно понимающую, что ей не достанется ни копейки из огромного наследства, но всё равно не осмеливающуюся бунтовать против богатой родственницы, так как идти ей некуда. Единственным по-настоящему сильным и благородным человеком в пьесе оказывается странствующий актёр Несчастливцев, который, не задумываясь, отдаёт полученные им от Гурмыжской деньги на приданое Аксюше и, отказавшись от богатства, вновь пускается в бесконечные странствия по России. Он сумел составить счастье молодой пары, но ничего больше не в силах изменить. «Брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? — обращается он к своему спутнику, — Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать? Пусть их живут, как им хочется! Тут всё в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».

В последнее десятилетие жизни творчество Островского становится всё более и более трагическим. Теперь на пути его героинь уже не встречаются благородные Несчастливцевы, готовые поступиться всем ради счастья прекрасной дамы. Мир поздних пьес Островского оказывается населён мечущимися в поисках счастья и спокойствия героинями, окружёнными циничными воздыхателями, всегда готовыми купить их любовь, не менее циничными матерями, согласными более или менее неприкрыто продать своих дочерей и, быть может, не слишком плохими, но безвольными и беспомощными поклонниками или женихами, не способными ни защитить даму своего сердца, ни предложить ей настоящую любовь.

В таких обстоятельствах развивается судьба Ларисы, героини пьесы «Бесприданница», которая, подобно многим другим женским персонажам Островского, мечтает о лучшей жизни, о возможности вырваться из своего провинциального мирка. Однако очень быстро выясняется, что красота Ларисы не помогает ей обрести свободу и любовь, а, наоборот, превращает в игрушку богатых купцов. Ранний Островский, быть может, привёл бы свою героиню к тихому и спокойному браку. Но в мире «Бесприданницы» это уже невозможно. Лариса презирает своего жениха Карандышева и с негодованием отказывается от его предложения. Тогда обезумевший от любви и ревности Карандышев убивает Ларису, которая перед смертью благодарит его за дарованное ей избавление от всех жизненных тягот.

Не менее безысходна судьба и другой героини поздней пьесы Островского «Таланты и поклонники». Александра Негина, молодая талантливая актриса, оказывается так замучена вечной нуждой, что не может найти выхода. Её жених — благородный, добрый, хороший молодой человек, Петя Мелузов, помочь своей невесте не может. Впрочем, дело не только в деньгах. В очередной раз в пьесе Островского добро оказывается слабым и беспомощным, неспособным противостоять обстоятельствам. В результате Негина соглашается пойти на содержание к помещику Великатову и уезжает в его поместье, в надежде позже начать играть в принадлежащем ему театре. И, хотя Мелузов в финале пьесы клянется не сдаваться и «своё дело делать до конца», ощущения его моральной победы не возникает — ведь его любимая девушка уехала с богачом.

Персонажи, связанные с миром театра, встречаются во многих пьесах Островского и это, конечно, не случайно. Он всегда принимал близко к сердцу беды и удачи российского театра. Его ужасало бесправное положение актёров императорских театров, их зависимость от чиновников, нищенское жалование и тяжкий труд, а также невежество многих исполнителей, отсутствие у них интереса к пьесе в целом. Островский часто сам репетировал с актёрами свои пьесы, пытаясь найти у них понимание, добиться более глубокого исполнения, соответствующего новаторскому характеру пьес. Удавалось это далеко не всегда. Среди актёров, игравших в пьесах Островского, были такие люди, как Пров Садовский или Любовь Косицкая, понимавшие и чувствовавшие замысел автора. В то же время часто Островский приходил в отчаяние из-за абсолютного непонимания актёрами его целей и из-за диких и грубых нравов, царивших за кулисами. Актёры, появлявшиеся на сцене только ради того, чтобы покрасоваться перед зрителями, срывавшие аплодисменты при помощи дешёвых эффектов, не желавшие и не умевшие работать над ролью и при этом грубо пресмыкавшиеся перед начальством, — вот кто составлял большинство театральных трупп. Именно поэтому Островский в течение многих лет пытался переменить всю систему работы драматических театров, писал многочисленные проекты, надеясь убедить власть в необходимости срочных действий. В конце концов, в 1886 г. уже тяжело больной Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров. Это означало, что в его руки было передано художественное руководство всеми театрами города. Островский с энтузиазмом взялся за долгожданное дело. Он надеялся освободить театр от бездарной, любительской игры, когда каждый актёр был «сам за себя», пренебрегая художественной стороной театрального дела. Островский надеялся начать формировать репертуар из серьёзных пьес, не поступаясь интересами искусства в угоду кассовым сборам. Мечтал он и о возрождении театральной школы, которая должна была готовить профессиональных актёров. Однако смерть 2 /14/ июня 1886 г. в Щелыково Костромской губернии не позволила ему провести в жизнь давно задуманные реформы.

Экспозиция

В этом доме, расположенном на сквозном участке между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, в семье чиновника-юриста 31 марта /12 апреля/ 1823 г. родился Александр Николаевич Островский.

Экспозиция первого этажа Дома-музея состоит из столовой, спальни, кабинета Н.Ф. Островского, отца драматурга, и Красной гостиной.

Александр Николаевич принадлежал к среде небогатого духовенства. Его отец Николай Фёдорович был сыном протоиерея Благовещенской церкви в Костроме. После окончания духовной академии определился на службу, впоследствии занимался частной адвокатурой. Мать Островского Любовь Ивановна была дочерью пономаря и просвирни.

В комнатах, занимаемых ранее семьёй Николая Фёдоровича,  -  скромная обстановка. В кабинете, спальне, столовой разместилась мебель  -  секретер, кресла, кровать, ширма, буфет… На стене в столовой - портрет отца, в кабинете на столике секретера  - «Указатель законов Российской империи для купечества», раскрытый на первой странице, оплавленная свеча. В книжном шкафу те же книги, что и в библиотеке Николая Фёдоровича - классика, журнальная периодика, тома «Русского Феатра», содержащие лучшие пьесы XVIII в. В спальне на маленьком столике - расписная шкатулка драматурга.

Все эти экспонаты как бы воскрешают обстановку быта семьи Островских, позволяют лучше представить среду, в которой провёл Александр Николаевич своё детство.

В Красной гостиной, подобной тем гостиным, где драматург читал свои первые пьесы, запрещённые к постановке цензурой, помещены биографические материалы.

Представляют интерес рисунок Первой московской гимназии на Волхонке, автограф с просьбой о приёме на службу в Совестной суд, литография вида Воскресенской площади, оригинальные афиши 40-х годов XIX в.

Любопытен экземпляр «Московского городского листка» 1847 г. с первой публикацией Островского. С этого дня Александр Николаевич «стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в своё призвание».

Здесь же экспонируются портреты друзей Островского по «молодой редакции» журнала «Москвитянин», в котором в 1850 г. была напечатана пьеса «Свои люди — сочтёмся!»

Деревянная лестница с резными балясинами из сеней первого этажа ведёт на второй этаж, где посетитель оказывается в старой Москве: на картинах и гравюрах того времени  -  вид на Кремль со стороны Болотной площади, Александровский сад, Кузнецкий Мост, Марьина роща, Петровский парк.

Здесь же в верхних сенях - макет Малого театра, сделанный чиновником московской конторы И. Покровским в 1840 г. С ювелирной точностью воспроизведены в нём не только фасад, но и в «разрезе»: часть сцены и зрительного зала.

Одна из комнат Дома-музея посвящена сценической истории пьесы «Гроза». По обеим сторонам афиши 1859 г., извещающей о премьере Малого театра, представлены фотографии первых исполнителей «Грозы» в Малом и Александринском театрах. Среди них — Катерина — Л. Никулина-Косицкая и Ф. Снеткова; Тихон — С. Васильев и А. Мартынов; Кабаниха — Н. Рыкалова и Ю. Линская. Спектакль Малого театра имел огромный успех. «Гроза» гремит в Москве», — писала автору Л. Никулина-Косицкая, для которой была создана роль Катерины. Здесь же экспонируются эскизы костюмов и декорации А. Головина – художника яркой театральной выразительности -  к лучшей постановке «Грозы», состоявшейся в 1916 г. на сцене Александринского театра.

Анфилада комнат уходит вперёд — у каждой комнаты есть своя экспозиционная тема — цикл пьес «Замоскворечье», «Дворяне и чиновники», «Психологическая драма» /комната Ларисы/, «Актёрская комната».

В мир замоскворецкого жителя середины XIX в. вводят посетителя неоштукатуренные и неокрашенные брёвна стен, поблескивающее бело-голубым кафелем зеркало печи; стол, покрытый вышитой по плетению скатертью; пузатый медный самовар; резное деревянное блюдо для сладостей; фикус — на расписной подставке.

Центральное место в экспозиции занимают литография панорамы Замоскворечья и здесь же сосредоточены материалы по пьесам Островского замоскворецкого цикла.

Ломберный стол, покрытый зелёным сукном, бронзовые с позолотой шандалы с толстыми оплывшими свечами, настольный сейф с двойным дном вводят нас в уголок дворянского клуба, с которым был знаком Островский. Значительный интерес представляет фотография первого спектакля «Доходное место» с П. Садовским в роли Юсова. Здесь же материалы и по пьесам «На всякого мудреца довольно простоты» /1868/, «Бешеные деньги» /1870/, отличавшиеся острой социально-политической направленностью.

Познакомившись с миром дворян и чиновников, посетитель оказывается в одной из комнат, которую условно можно назвать комнатой Ларисы. Здесь его внимание привлечёт старинная гитара фирмы «Циммерман», настольная керосиновая лампа из литого белого металла с колпаком из тончайшего розового стекла, и, конечно же, портрет знаменитой В. Комиссаржевской — лучшей Ларисы, создавшей этот образ в 1896 г. «Большие выразительные глаза Комиссаржевской, — рассказывал Ю. Юрьев в своих «Записках», — излучавшие всю глубину таившихся в ней переживаний, с ясностью доносили до нас драму мятущейся души Ларисы. Перед нами не терпящая никакой зависимости, рвущаяся на волю из клетки молодая жизнь. Вся она подобна пойманной степной птице, разбивающей в кровь свои крылья о железную решётку, преграждающую ей путь к простору».

Значительное место в экспозиции отведено теме «Общественная жизнь А. Н. Островского». Современники называли Островского «рыцарем театра». Глубокое знание актёрского быта, жизни сцены, актёрской психологии помогло ему создать пьесы, посвящённые теме театра: «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». «Все лучшие мои произведения, — писал Островский в письме к М. Савиной, — написаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта». М. Савиной драматург посвятил «Дикарку». Н. Никулиной — «Воспитанницу», Г. Федотовой — «Василису Мелентьеву», П. Садовскому — «Бедность — не порок». Прообразом Несчастливцева в пьесе «Лес» явился крупнейший провинциальный актёр Н.Х. Рыбаков, для К.Н. Рыбакова была написана роль Незнамова в пьесе «Без вины виноватые».

На пьесах Островского — сценически действенных, художественно многообразных, отличавшихся яркой языковой характеристикой, воспитывались многие поколения актёров. Драматург принимал активное участие в постановках своих пьес, создавая новый реалистический стиль актёрского исполнения и постановочного искусства. А. Н. Островский писал: «Я близко сошёлся с артистами и всеми силами старался быть им полезным своими знаниями и способностями». В экспозиции представлен групповой портрет труппы Малого театра 1879 г.: Г. Федотова, М. Ермолова, И. Самарин, А. Ленский, Н. Никулина, Н. Музиль и другие. Здесь же личные вещи и театральный реквизит этих основателей русской школы актёрского искусства.

Специальный зал экспозиции посвящён сценическому воплощению пьес Островского на сцене послереволюционного театра. В числе постановок, представленных на ней, спектакли корифеев режиссуры - К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, Вс. Мейерхольда, А. Таирова, а также постановки Б. Бабочкина, Л. Варпаховского, Ю. Завадского, Ф. Каверина, А. Лобанова, Н. Охлопкова, И. Платона, Н. Хмелёва. На образах драматургии Островского воспитывалось не одно поколение замечательных мастеров отечественной сцены.

Выдающийся режиссёр современности Г. Товстоногов отметил, что «время А. Н. Островского только наступает. Всё больше он будет необходим в своём великом наследии, и всё зависит от того, как театры, в частности, режиссёры будут находить пути к его современному звучанию».

Экскурсии

Пешеходная экскурсия «А.Н. Островский. От Ордынки до Волхонки»

От Малой Ордынки,  дома дьякона Никифора Максимова в Голиковском переулке, где 12 апреля /31 марта/ 1823 г. родился Александр Николаевич Островский, начинается путешествие по местам, связанным с жизнью и творчеством драматурга. Адреса, имена, события, судьбы – путь Островского вместил в себя как будто всю Москву,  и особенно ярко звучат сюжеты любимых пьес, словно найденные на улицах города.

Именно в Москве, на Тверском бульваре, состоялось открытие Артистического кружка, основанного А.Н. Островским, первого творческого объединения писателей, актёров, музыкантов и художников в России, которое сразу стало центром культурной жизни города. Экскурсанты услышат об Императорском Малом театре, Храме Христа Спасителя, Первой губернской гимназии, в которой будущий драматург учился. А на Волхонке — квартира в особняке князя Голицына, последний адрес семьи А.Н. Островского в Москве.

Знаковая фигура в театральной жизни Москвы XIX века, автор 47-ми оригинальных пьес, 46 из которых были поставлены при его жизни и имели большой успех, А.Н. Островский сделал много открытий и оставил для нас множество духовных сокровищ. Одни являются зрителю на театре, другие — в тихом домашнем чтении; но есть сокровища, которые обнаруживаются только после того, как взглянешь по-новому на родные места писателя, и пройдёшь по его следам этот путь - от Ордынки до Волхонки.

Продолжительность 90 мин.

Группа не более 15 человек

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов




Обзорная экскурсия «Москва в жизни  и творчестве А.Н. Островского»

«Коренной житель Москвы», – так называл себя Островский.

В Москве - в Голиковском переулке - он родился, детские и юношеские годы прошли в Монетчиках и на Житной улице. Москва для Островского – это и Первая Московская Губернская Гимназия,  где он учился, и Николоворобинский переулок, и Волхонка, где он прожил последние десять лет своей жизни.

Именно с Москвой связаны самые важные события жизни и творчества А.Н. Островского. Здесь он состоялся как писатель, здесь же, в Москве, проявил себя как драматург.  А.Н. Островский был влюблён в Москву. Это чувство нашло выражение на страницах многочисленных писем, дневников и, конечно же, в пьесах.

Продолжительность 90 мин.

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов




Тематическая экскурсия "А.Н. Островский и Малый театр"

Большую часть своей жизни А.Н. Островский посвятил Малому театру, ставшему его родным домом. «Русский театр в Москве — дело важное, патриотическое», -писал великий драматург. По его словам, «Московская сцена должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики и, главное, должна поддерживать зарождающуюся национальную драматическую литературу, а не мешать ей».

«Не в свои сани не садись» /1853/ — дебют А. Н. Островского на сцене Малого  театра. Сочиняя свои пьесы для Малого театра, драматург читал их у себя дома, в театре, в домах своих друзей. С каждым актёром он проходил его роль отдельно, выступая фактически как режиссёр. Малый театр недаром называют «домом Островского». Островский уделяет пристальное внимание обучению актёров, организации драматических классов при Малом театре.

Продолжительность 45 мин.

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов




Тематическая экскурсия «Тема театра в произведениях А.Н. Островского»

А. Н. Островского справедливо называли «рыцарем театра».

«Без вины виноватые» /1884/, «Таланты и поклонники» /1881/, «Лес» /1870/ — пьесы о театре и актёрах. Они полны точных наблюдений, проникают в самую суть театрального искусства, неожиданно и оригинально раскрывают его природу. Пьесу «Таланты и поклонники» автор посвятил великой русской актрисе М. Н. Ермоловой. Александр Николаевич Островский дал её главной героине Александре Николаевне Негиной не только собственные имя и отчество, но и собственное видение и понимание театра.

Продолжительность 45 мин.

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов



Образовательная программа для детей младшего школьного возраста «О чём расскажет театральное закулисье»

Задача экскурсовода - рассказать о процессах, предшествующих рождению любого спектакля, от его замысла до сценического воплощения.

Литературный материал, который является основой любого спектакля, создаётся драматургом. Экскурсовод покажет комнаты, где родился А.Н. Островский, книги из библиотеки отца А.Н. Островского.Театр начинается с афиши. Ведущий подробно расскажет об афишах XIX века, о том, чем они отличаются от современных афиш, и почему на одной афише обозначено несколько спектаклей.

Актёрские фотографии позволят рассказать о том, что означает слово «амплуа», и какие «амплуа» актёров были в XIX веке /герой, героиня, комик, резонёр, субретка, простак, инженю/. Здесь детям будет предложено выбрать амплуа для себя.

Ведущий расскажет о роли художника в работе над спектаклем, опишет каждый этап его создания: эскизы, макеты, декорации. Эскизы и макеты спектаклей ведущий показывает в экспозиции Дома-музея А.Н. Островского, рассказывая о создании художником образа с помощью разных художественных приёмов, и предлагает детям представить ситуации, в которых могут «жить» герои спектаклей. Показывая гримировальные принадлежности, представленные на экспозиции, ведущий расскажет о значении грима, о профессии гримёра и о его работе.

Рассказ экскурсовода строится исключительно на основе материалов из фондов музея.

Продолжительность 45 мин.

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов




«Москвитянинский» период в творчестве А.Н. Островского

С «учёно-литературным журналом» «Москвитянин» связан целый этап творческой деятельности А.Н. Островского. В «Москвитянине» были напечатаны комедии «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок».

Сотрудничество драматурга с журналом началось с 1850 г., когда после чтения комедии «Банкрот», вызвавшей восторженные отклики у слушателей, издатель «Москвитянина» М.П. Погодин, сумев усыпить бдительность цензора, напечатал её в мартовском номере. Эта публикация увеличила вдвое количество подписчиков, улучшив финансовое положение издания. Погодин приглашает Островского в качестве сотрудника журнала, и в начале марта 1850 г. молодой драматург соглашается на сотрудничество и практически становится соредактором. «Москвитянин» становится не просто литературным прибежищем А.Н. Островского, - здесь создаётся творческая аура, способствующая развитию молодых дарований.

Произведения драматурга, созданные в «москвитянинский» период, занимают особое место в его творчестве. Именно с них началась эпоха Островского в театре, именно они явились началом создания национального репертуара и обозначили новый поворот в театральной эстетике. Эволюция драматурга от «Банкрота» к «Бедной невесте» шла именно в русле идей молодой редакции «Москвитянина». В этот период Островский вырабатывал свой почерк, искал новые драматургические формы, позволяющие разнообразить сценическое прочтение его пьес.

Экскурсовод  знакомит слушателей с предметами /эскизы костюмов и декораций к спектаклям, литографии, фотографии, афиши и программы/, иллюстрирующими этот период творческой деятельности А.Н. Островского.

Продолжительность 45 мин.

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов




Тематическая экскурсия «Сценическая история пьесы «Гроза»

Продолжительность 45 мин.




Тематическая экскурсия «Быт и традиции Замоскворечья в эпоху А.Н. Островского»

Продолжительность 45 мин.




Тематическая экскурсия «Женские образы в пьесах Островского»

Продолжительность 45 мин.




Тематическая экскурсия «Деловые люди» в пьесах Островского»

Продолжительность 45 мин.




Тематическая экскурсия «Музыка в жизни и творчестве Островского»

Продолжительность 45 мин.




Тематическая экскурсия «Сказочная тема в творчестве А.Н.Островского»

Продолжительность 45 мин.

Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов


Подробности по телефону:+7/499/484-77-77, доб.2
8 916 671 62 28
Вернуться к списку филиалов
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок