Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Авторская экскурсия по выставке «Свет московского окна. Зарисовки замоскворецкого жителя»

24 февраля 2018 года в Галерее на Малой Ордынке – отделе ГЦТМ им. А.А. Бахрушина состоялась экскурсия по выставке «Свет московского окна. Зарисовки замоскворецкого жителя» Провела её куратор экспозиции, искусствовед, член историко-культурного общества «Московские древности» Екатерина Андреева-Пригорина. Галерея на Малой Ордынке представляет анфиладу небольших уютных залов, и «замоскворецкую выставку» устроили так, что каждому из художников, участвовавших в экспозиции досталось собственное пространство. У каждого из них свой взгляд на родной город и собственная художественная манера. Почти все они, и живописцы, и графики, начинали работать ещё в 60-е годы прошлого века, поэтому их пейзажи зачастую возвращают нам тот город, которого, увы, уже нет. А также возрождают прекрасные московские имена и названия, их сейчас мало кто помнит.

А началась экскурсия в зимнем саду. Екатерина Андреева-Пригожина назвала эту веранду на втором этаже Галереи «баскетной», как было принято в старинных московских особняках. Вместо стен здесь сплошные окна – в полном соответствии с названием выставки. Здесь представлены работы самой молодой из её участников Натальи Григорьевой. Художница пишет интерьеры, яркие, живые, наполненные светом с множеством милых сердцу вещей и вещичек. И в каждый из них обязательно вписано окно.

В следующем зале работы Эллы Хохловкиной. Она любит говорить, – рассказала куратор выставки, –  что любит Москву за праздничность. И действительно, на её работах самые красивые здания главных замоскворецких улиц: Скорбященская церковь или Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, расположенная напротив усадьба купцов Долговых, патронировавших этот храм; здание Марфо-Мариинской обители там же на Большой Ордынке; самая яркая из замоскворецких церквей – Григория Неокессарийского на Большой Полянке, Церковь Живоначальной  Троицы на Пятницкой, а рядом ампирный особняк заводчиков Демидовых; Храм Воскресения Христова в Кадашах. Екатерина Андреева-Пригожина подробно рассказала историю каждого из сооружений. Тут же на стенах написанные Э. Хохловкиной, причём, работает она, в основном, с натуры и при ярком солнечном свете, здания Малого театра, гостиницы Метрополь, а также Пашков дом. Словом, Москва парадная.

Совсем по-другому выглядит Замоскворечье на картинах Николая Андреева, в дни работы выставки ему исполнилось 90 лет. Андрееву близка традиция, в основании которой знаменитая картина Поленова 1876 года «Московский дворик». Художника привлекает Москва камерная, частная, интимная: небольшие пространства, дворы и дворики, переулки, сарайчики, особнячки и флигели с их нефасадной стороны. Он сам говорит, что пишет московскую «глубину». Художника привлекает необычный поворот, неожиданный ракурс. И организует  Н. Андреев свою работу по-своему. В 60-е – 70-е годы им было сделано множество натурных зарисовок, и гораздо позже, уже в мастерской он превращал их в живописные картины. Многих изображённых им зданий сегодня не существует, на их месте либо построено что-то новое, либо пустырь.

Художница Василиса Губарёва, к несчастью, была инвалидом детства и ушла из жизни в 40 лет. Её живописные работы – на грани формализма, за что тогда, в начале 60-х, могли выгнать из Суриковского института. Но вскоре наступит оттепель, и художники станут куда свободнее. В живописи её работам свойствен насыщенный свет, странный ракурс, густой мазок, в акварели – призрачность и прозрачность. Она также много работает в тиражных техниках, любит, несмотря на трудоёмкость, рукотворный офорт, монотипию, которая всегда спонтанна и неожиданна, строгую линогравюру. В 60-е годы Москва превратилась в большую стройку, появились высотки, Новый Арбат, Останкинская башня. На работах В. Губарёвой эти гигантские сооружения выглядят фантастическими фантомами. Причём, художница на всё смотрит словно бы сверху, из окна, отчего у зрителя, стоящего перед её работами, возникает ощущение парения и полёта над городом.

Светлана Егорова работает в собственной, изобретённой ею технике, секретов которой никому не открывает. Известно только, что пишет китайской тушью по мокрой поверхности листа, отчего возникает ощущение влажности и тумана. Она также много пишет замоскворецкие храмы, но не с парадной или фасадной стороны, а зачастую такими, как они выглядят со двора или бокового переулка. Редким документом можно сегодня считать сделанную ей некогда зарисовку старой Кадашевской набережной. Очень интересны  бывшие замоскворецкие виды, старинная застройка на месте нынешней гостиницы Балчуг. Кстати, Екатерина Андреева-Пригорина рассказала, что красивое слово «балчуг» на самом деле означает топь, грязь, что, наверное, даже не приходит в голову владельцам роскошного отеля.

Экскурсия длилась полтора часа, пришло в этот выходной день в Галерею на Малой Ордынке около двух десятков человек. Куратор выставки сумела увлечь всех своим рассказом, полным удивительных сведений, подробностей и деталей, возвращающих тот прекрасный город, который всем нам так дорог.

Галина Фадееева

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок