Театральный музей им. А.А. Бахрушина отмечает 155-летний юбилей своего создателя
02
Сегодня, 13 февраля (по
старому стилю – 31 января) 2020 года исполняется 155 лет со дня рождения
Алексея Александровича Бахрушина – основателя Театрального музея.
В эту знаменательную
дату Бахрушинский музей решил вспомнить, как Алексей Бахрушин создал главный
национальный театральный музей.
«Спорим,
я соберу больше театральных артефактов!»
Собрание произведений,
предметов театрального искусства, по праву считающееся одним из символов театральной
России – собрание Бахрушинского музея, началось со спорной темы.
Коллекционировать будущий
хозяин музея начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя
Алексея Петровича Бахрушина. «Коллекционерские
интересы лиц, бывавших у Алексея Петровича, передались и ему — он захотел
обязательно собирать, что, почему, как — безразлично, но собирать — изучать и
создать себе серьезный интерес в жизни», — свидетельствовал его сын Юрий
Алексеевич Бахрушин.
Первоначально Алексей
Александрович собирал «восточные редкости» и реликвии эпохи Наполеона. Однажды
в компании молодежи двоюродный брат Алексея Александровича С.В. Куприянов
хвастался собранными им разного рода театральными реликвиями — афишами,
фотографиями, сувенирами, купленными у антикваров. Алексей возразил, что
настоящий коллекционер ищет сам, а не приобретает по случаю. Поспорили, кто
соберет больше театральных артефактов. Бахрушин оказался азартным и выиграл! А
заодно нашел свое призвание, определившее судьбу.
Этот случай и привел
Алексея Бахрушина к главному делу его собирательской деятельности: «Вскоре театральное собирательство, —
вспоминал его сын, — превратилось у него
в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили
над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина».
Друзья
оценили – музей открыт!
Первыми оценить
старания заядлого коллекционера смогли его ближайшие друзья, которым владелец
коллекции впервые показал свое театральное собрание – это произошло 30 мая 1894
года.
А вот официальным днем
основания музея стала дата 29 октября (10 ноября) 1894 года, когда Бахрушин
впервые представил свою коллекцию для публичного осмотра. С
этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального
музея.
Бахрушин
идет по театральному следу…
Среди многочисленных
коллекционеров своего времени Алексей Александрович Бахрушин отличался
самостоятельностью в поисках. Он не довольствовался тем, что предлагали
торговцы или другие собиратели раритетов. «Если
собирать старину, то только при условии глубокого личного интереса к ней», –
говорил он. Таким личным глубоким интересом к реликвиям театральной жизни
Бахрушин обладал в самой высокой мере. Он целенаправленно вел поиски, чтобы
представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения
до современности.
В обязательном порядке
раз в неделю коллекционер бывал на Сухаревке, часто наведывался в антикварные
лавки Н.Г. Африканова и В.И. Лекатто, регулярно переписывался с петербургским
антикваром М.М. Савостиным. Благодаря последнему приобрел много реликвий
деятелей петербургских театров, в частности, получил архив актера и
театрального собирателя И.Ф. Горбунова.
В поисках экспонатов
Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил
не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель,
старинные русские костюмы, а бывая за границей, непременно обходил антикварные
магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для
пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы вернулся
с богатым уловом: привез личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок
итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Приму
в дар
Одним из основных
источников пополнения коллекции были дары. «Лицедействующей братии», по словам
антиквара М.М. Савостина, идея Бахрушина о создании театрального музея так
пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок
редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи.
Притоку даров
способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонек» к
Бахрушину собирались известные актеры и режиссеры: здесь бывали А.И. Южин, А.Л.
Ленский, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, К.С.
Станиславский, В.И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда являлись
не с пустыми руками, например, прославленная актриса Малого театра Гликерия
Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки,
полученные за годы сценической жизни.
Три
кита собрания Бахрушинского музея
Свой музей Алексей
Александрович Бахрушин называл литературно-театральным, выделяя в его собрании три
раздела — литературный, драматический и музыкальный.
В литературном разделе
были собраны редкие издания пьес Я.Б. Княжнина, А.П. Сумарокова, А.С. Пушкина,
А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского. Немалый интерес представляли и
сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь
собраны письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной
культуры: А.С. Грибоедова, И.И. Лажечникова, М.М. Хераскова, Н.В. Гоголя, А.Н.
Верстовского, А.Ф. Писемского, П.А. Каратыгина, Н.Г. Помяловского. Коллекция
рукописей включала свыше 1000 наименований.
В драматическом разделе
были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения
актеров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений
декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников кон. XIX-нач.
XX в. — К.А. Коровина и А.Я. Головина. Были здесь и народные картинки с
изображениями «бесовских потех».
Музыкальный отдел
состоял из инструментов разных времен и народов: славянские гусли, румынская
кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы.
Эксклюзив
коллекции – личные вещи знаменитых актеров
Особую ценность
представляли личные вещи многих прославленных актеров, в частности В.Н. Асенковой,
А.П. Ленского, М.С. Щепкина, знаменитого антрепренера и актера П.М. Медведева.
У Бахрушина была полная обстановка кабинета В.Ф. Комиссаржевской, гримерная К.А.
Варламова.
Изюминка собрания —
коллекция балетных туфелек со времен Тальони до Павловой. А также подношения
актерам: юбилейные венки, поздравительные ленты, адреса, бенефисные подарки.
Кроме того, в собрание
входила изумительная по богатству портретная галерея: рисунки, гравюры,
литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция
фотографий, причем не только отдельные портреты актеров, но и большое число
запечатленных фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт
представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе —
уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей.
Признание
собрания музея в профессиональных кругах
Бахрушинское
собрание приобрело широкую известность. К нему обращались
ученые, историки театра, издатели, режиссеры. И все получали здесь необходимые
материалы и советы. Свою коллекцию Алексей Александрович не раз представлял на
выставках — к юбилею П.С. Мочалова (Москва, 1896 г.), на Всемирной выставке в
Париже (1900 г.), Первой русской театральной выставке в Петербурге (1908 г.) и
Второй русской театральной выставке в Москве (1909 г.). А когда в 1899 году в
Ярославле отмечалось 150-летие русского театра, выставка, подготовленная к
этому юбилею, почти на треть состояла из экспонатов бахрушинского собрания.
Дом-музей
– «Версаль на Зацепе» в Замоскворечье
Музей размещался в
особняке владельца на Лужнецкой улице, построенном в 1896 году по проекту
архитектора К.К. Гиппиуса. Еще при закладке дома хозяин предусмотрел для
размещения коллекции три полуподвальные большие комнаты. Однако когда
строительство было завершено и музейные комнаты заполнились экспонатами, то
вскоре и все остальные помещения полуподвала оказались переполненными
театральной стариной. «Затем дело дошло
до жилого верха, постепенно превращавшегося в музей, — вспоминал сын
коллекционера, — потом начали
сворачиваться служебно-хозяйственные комнаты, за ними последовали детские
апартаменты, был занят коридор, буфетная и, наконец, даже конюшня и каретный
сарай. Не надо забывать при этом, что с 1913 года дед отдал в распоряжение отца
соседний дом, в котором когда то я родился, и он был также забит вещами,
книгами и прочими материалами».
Верным помощником в
собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера
Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы,
помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
Поистине семейное дело,
над которым трудилась вся семья! Музей стал домом или дом превратился в музей –
этот логический парадокс предстоит решать будущим поколениям ценителей
театрального искусства.
Музейная
коллекция, уцелевшая в веках
Собрание Бахрушина
стало столь обширным, что владелец начал задумываться о его дальнейшей судьбе.
Алексею Александровичу хотелось сделать его достоянием Москвы. Как гласный городской
Думы он предложил передать музей в собственность Московского городского
самоуправления. Но городские власти не спешили с положительной резолюцией: «Что вы?! Мы с третьяковским и
солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы еще с вашим!
Увольте, Христа ради!..». «Отец был в
отчаянии — огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое
бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным», —
вспоминал сын Бахрушина.
К счастью, в 1909 году
бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. И уже через два года, 25
ноября 1913 года состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук.
Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся
пожизненным почетным попечителем музея. С этого времени музей стал носить имя
основателя.
Сегодня музей,
созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, как и прежде, располагается в
старинном здании в Замоскворечье, являясь одной из немногих коллекций старой
Москвы, уцелевших до наших дней.