Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Ушел из жизни Март Фролович Китаев

11

01

8 января 2020 года умер  Март Фролович Китаев – советский театральный художник, сценограф, Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965), народный художник РСФСР(1982), легенда российского  театра, один из символов театрального Петербурга.

По окончании Академии художеств Латвийской ССР в  1950-е годы работал в Елгавском театре драмы, до 1974 года — главным художником Государственного театра юного зрителя Латвийской ССР. В Риге началось плодотворное сотрудничество Китаева с Павлом Хомским, Адольфом Шапиро, Николаем Шейко. Затем  Март Фролович  25 лет  был главным художником Ленинградского театра драмы имени Пушкина, а с 1990 года — главным художником Петербургского театра юного зрителя им. Д.Брянцева.

Китаев – один из крупнейших мастеров театрально-декорационного искусства второй половины ХХ века наряду с Давидом Боровским, Даниилом Лидером, Эдуардом Кочергиным, Илмарсом Блумбергсом, Андрисом Фрейбергсом. Его творчество воплотило яркий индивидуальный стиль и блестящее владение фактурами, цветом, светом, искусством сценической  композиции.

Среди выдающихся работ Китаева эскизы декораций и костюмов к постановкам: «Тиль Уленшпигель» (1966, реж. Павел Хомский), «Мой бедный Марат» (1965, реж. Адольф Шапиро), «Чукоккала» (1971, реж. Адольф Шапиро), «Похождения Чичикова» (1974, реж. Николай Шейко), «Татуированная роза» (1977, реж. Лев Додин), «Унтиловск» (1978, реж. Николай Шейко), «Мещанин во дворянстве» (1989, реж. Семен Спивак), «Маскарад» (1995, реж. Николай Шейко), «Три сестры» (2006, реж. Семен Спивак) и многие другие.

Критик Эраст Кузнецов как-то разделил творческую биографию Китаева на два «мира»: «Мир первого Марта Китаева — это «Гамлет» и «Город на заре» (1970), «Чукоккала» и «Гроза» (1971), «Брат Алеша» и «Месс Менд» (1972). Этот мир лаконичен — порой до аскетизма. Он полностью охватывается взглядом и легко читается. Он четок и ясен и часто «ортогонален», то есть основан на господстве прямых линий и углов… Таков пустой «тоннель» «Гамлета», оснащенный лишь торчащими из стен остриями, или другой «тоннель» (а может быть, «подворотня») «Брата Алеши», или совсем пустая сцена «Грозы», пересеченная в разных направлениях тремя деревянными лестницами. Этот немногословный мир населен немногочисленными предметами… Подлинный ли это предмет или бутафорская имитация, мы безоговорочно доверяем его реальности, как доверяем реальности обеих ванн из «Чукоккалы», без чего магия превращения одной из них в «пароход», а другой — в «аэроплан» не состоялась бы.  Мир второго Марта Китаева — это «Похождения Чичикова» (1974), «Дети солнца» (1975), «Татуированная роза» и «Царствие земное» (1977), «Иванов» и «Унтиловск» (1978) — спектакли, которыми он утвердил себя в новом качестве. Этот мир многоречив — порой до избыточности, сложен, насыщен. Его не рассмотреть — взгляд теряется. По своей природе он иррационален — неясен, трудно определим; реальное в нем путается с кажущимся. Часто он зыбок и переменчив до призрачности. В нем господствует «коллажность» как свойство художественного мышления, создающего из массы самостоятельных элементов нечто новое — иное, чем каждый из них в отдельности… Порой он теряет и свой реальный масштаб, как в «Похождениях Чичикова», где в куче вещей пятиглавая церковь оказывается рядом со стулом или канделябром, как в «Царствии земном», где по стенам фотографии в рамках перемешаны с какими-то ракушками. Порой теряет даже определенность своего материала и приобретает самые неожиданные свойства… Материал становится средством не столько изобразительным, сколько выразительным — чисто эстетическим».

Театральные фантазии Китаева часто завораживали своей необыкновенно прозрачной структурой, игрой цвета, сложносочиненностью взаимодействия сценических элементов, он словно волшебник, а скорее сказочный Берендей, мудрый и озорной, сочинял свои истории, одновременно смущаясь и посмеиваясь над нами простыми смертными и испытующе посматривая на нас, сможем ли понять и почувствовать игру замысла?

Работы М.Ф. Китаева хранятся в ведущих театральных коллекциях России, он автор многих персональных выставок, преподавал в Петербургской академии театрального искусства, лауреат многих престижных профессиональных наград, в том числе  петербургской театральной премии «Золотой софит», национальной премии  «Золотая маска», Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени  и др. 

Российскому театру и нам всем будет очень не доставать этого седого кудесника сцены, подарившего возможность прикоснуться  к миру театральной фантазии и мечты.

Дмитрий Родионов

11 января 2020 г.

Прощание состоится 13 января:
10.30 – Гражданская панихида в  ТЮЗе им. А.А. Брянцева (Пионерская пл. д.1)
12.30 – Погребение на Литераторских мостках Волковского кладбища (ул. Расстанная, д. 30)

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок