В Театральной галерее на Малой Ордынке – в филиале ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась выставка народного художника РФ Б.А. Мессерера.

20

11

14 ноября 2019 года в Театральной галерее на Малой Ордынке – в филиале ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась выставка народного художника РФ Б.А. Мессерера. Она названа строкой из посвящённого А.С. Пушкину стихотворения Булата Окуджавы «Меж домом графа Аракчеева и домом Дельвига, барона». Санкт-Петербург. Белые ночи. Пейзажи». Оба здания, упомянутые в названии, находятся на набережной Мойки. И в полном соответствии именно река здесь главный герой: с неторопливым или же бурным течением воды, окружающими её набережными, их чугунными решётками, арками, переходами и перилами мостов. И ещё. Здесь же старинные здания постройки XVIII и XIX веков, к счастью, сохранившиеся в Санкт-Петербурге до наших дней. Неудивительно, что Борис Мессерер, архитектор по образованию, умеет так точно писать город. Он видит множество деталей и подробностей, заметных лишь профессиональному взгляду, и так украшающих работы.

На выставке представлено 48 станковых полотен, выполненных в различных техниках: акварель, живопись, графика, перо, фломастеры. Кстати, наиболее обаятельно выглядят самые ранние, небольшие по размеру акварели и рисунки, они относятся к концу 60-х. Многие графические листы помечены началом 70-х. Живопись на их основе создавалась в последние годы. Петербургский сюжет на протяжении десятилетий не отпускает художника. И с одной стороны, двигаясь вдоль стен выставочного зала, мы видим реальную панораму города, а с другой, это очень личные пейзажи. У автора есть любимые точки обзора, ракурсы, повороты. Изображение того же дома Аракчеева, заявленного в названии выставки, повторяется по многу раз, и каждый раз предстаёт по новому. На вернисаже Борис Асафович Мессерер расскажет:

«Всю жизнь обожаю Петербург. И всегда рисовал
его урывками, когда туда приезжал. Только раз мы с Левой Збарским поехали туда
на машине. Специально его рисовать. Жили в гостинице Европейская и ездили на
машине по точкам. И сложность в том, что эти картины я начал писать давно, а
продолжаю до последнего времени. Происходило это стихийно, потому что не было
времени заканчивать работы. И только в прошлом году, в начале года, Н. Попова,
директор музея А.А.  Ахматовой в
Петербурге, сказала: Борис Асафович, почему бы вам не выставиться у нас? И
тогда я начал судорожно готовиться. Назначили дату, и я стал заканчивать
картины, которые вы здесь видите. Поэтому они датированы 2018 годом. Это
история вопроса. Всегда театральные работы заказные перебивали у меня
возможность закончить картины. Сейчас это произошло, и с этим я и выступаю».

Анфилада небольших выставочных залов в Театральной
галерее на Малой Ордынке всегда привлекательна и дружелюбна по отношению к тому
искусству, которое здесь выставляется. Иногда важной частью экспозиции
оказываются окна, из которых вид на прекрасную старинную церковь напротив. Но на
этот раз они закрыты тёмно-зелёными щитами, прекрасно гармонирующими с
вибрирующей коричнево-зеленоватой живописью. Именно в таком спектре
художник-урбанист видит реку Мойку и её берега. И на самом деле эти работы
могли бы стать прекрасным задником разыгрывающегося здесь же спектакля.  Всё-таки главная профессиональная
привязанность Б. А. Мессерера – театр. А один из залов выставки посвящён
писателям и поэтам, чьи имена тесно связаны с Петербургом. Из городских
пейзажей возникают лица И. Бунина, В. Набокова, А. Ахматовой, Л. Гумилёва. О.
Мандельштама.

Приветствуя собравшихся на вернисаже, среди которых были коллеги  – художники, критики, писатели, всех их объединяли слова «друзья Б.А. Мессерера», главный хранитель Театрального музея им. А.А. Бахрушина Ксения Лапина сказала:

«Дорогие друзья! Нам очень лестно и приятно открывать сегодня выставку Б.А. Мессерера. Но это вовсе не неожиданность. Борис Асафович большой друг музея. У нас было много его выставок. И многие его работы участвуют в разных экспозициях. Сейчас проходит в Новом Манеже выставка «Театр. Rus» и там представлено две работы Б.А. Мессерера. Эта экспозиция по тематике и по формату, может быть, не совсем наша. Она посвящена Петербургу. Но все работы необыкновенно театральны. К нам пришло много замечательных гостей. Слово Виктору Калинину, первому вице-президенту РАХ:

«У Бориса Асафовича есть прекрасные офорты. А офорты – это
глубокая печать. Я думаю, немного перефразируя, можно сказать: глубокая печаль,
–  обратился к гостям вернисажа В.
Калинин. – Ощущение невероятной точности и
одновременно совершеннейшей фантастичности. Эффект чтения Достоевского. Такое
состояние, оно наполняет тебя. И подлинность, которая на этих стенах, редкое
качество в теперешнее время. К ним можно прислониться, увидеть дорогих для тебя
соотечественников прошлого, великих поэтов, великих людей Петербурга. И это как
капкан, захватывает, и невозможно выбраться».

 «Что сказать. Здорово, великолепная выставка! – произнёс, выступая на вернисаже, член Президиума РАХ, народный художник Павел Никонов. — Я пришел пораньше, когда никого из народа ещё не было, продолжал он. – Во-первых, пустота. Никого нет, и в зале, и на картинах. Нет стаффажа (фигурок людей или животных). Поэтому каждый холст воспринимается как завершённый натюрморт. Фундаментальность поражает. А материал  – масло. Я думаю, поскольку плотно очень написано, не имеет значения, какой краской это сделано, просто плотная живопись. И материализованность каменная, Питер каменный. Борис, прекрасный результат. И потом, мне ещё что понравилось. Я, когда шёл, готовил себя к тому, что буду смотреть театрального художника. Декорации, в которых, чтобы разбираться, надо быть специалистом. А тут я попал в свою родную среду – живопись и графика. Спасибо, Борис, спасибо».

«Дорогой Боренька, ты вчера волновался, что эти залы не очень выгодны для твоих работ. Но я их очень люблю, –  сказал на открытии выставки главный художник РАМТа Станислав Бенедиктов. – Мне кажется, – продолжал он, – они приняли твои работы. И в этой панорамной развеске большой смысл. Я восхищён тем, что ты делаешь на протяжении всей жизни, тем, какая мощная в тебе энергия. Ты мощный театральный художник, классик театра. И при этом сохраняешь время и силы на основу искусства – живопись и графику. Я сегодня давал интервью по поводу художников, которые в нашем театре работали. Здесь начинали Веснин, Дмитриев, Вильямс, Татлин. Все они пришли в театр, будучи замечательными личностями. Мне кажется, очень важно, что ты несёшь в себе эту традицию. Пришёл художник, который принял в себя театр, и привнёс ощущение образности в свою живопись. Очень мощное, личностное, художественное начало».

Б.А. Мессерера также поздравил художник С.А. Алимов.

И в заключение строки из стихов Булата Окуджавы, посвящённых
А.С. Пушкину и давших название этой выставке:

Меж домом графа Аракчеева
и домом Дельвига, барона,

все уместилось понемногу:
его любовь, его корона,

беспомощность  –  его кормилица, и перевозчика
весло…

Может быть, эти стихи не только о поэте, но и о художнике.

Текст: Галина Фадеева

Фото: Александра Авдеева

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Адрес

115054, Москва,

ул. Бахрушина, 31/12

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

вт. – вс.:

11:00 – 20:00 /касса до 19:30/

пн. – выходной

Билеты

Полный тариф:

300 руб.

Льготный тариф:

150 руб.

Стоимость экскурсий
и посещения выставок
см. в разделе

Посетителям

Контакты

/495/ 953-44-70 - телефон для справок

/495/ 953-78-17- билетная касса Главного здания

/495/ 953-48-48 - дирекция

/495/ 953-54-48 - факс


gctm@gctm.ru