Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Театральный музей Бахрушина открыл выставку, посвященную советским и российским актерам

11

10

9 октября 2019 года в рамках проходящего сейчас в Москве III Биеннале Театрального искусства в выставочном зале главного здания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась выставка «Первые сюжеты. Лица русской сцены на рубеже тысячелетий». «Первые сюжеты» – вовсе не то, что современному посетителю музея сразу же приходит в голову. Оказывается, это старинное исконное театральное определение, знакомое еще по пьесам А.Н. Островского. Так титулуют первых лиц в труппе, тех, на ком держатся сцена и репертуар. Это объяснение – в тексте, предваряющем выставку. Рядом, на соседней стене – плакаты и афиши знаменитых спектаклей конца прошлого и начала нынешнего века. А рядом – коллаж: в партере театрального зала с фотографии во всю стену смотрят на нас около сотни знаменитых артистов. Они все герои выставки. А на цветных – розовых, синих, желтых стенах музейных выставочных залов (экспозиция очень лаконична) лентой протянулись десятки черно-белых фотографий тех, кто десятилетиями, возникая то на театральной сцене, то появляясь на экране телевизора, были и являются властителями наших дум. Когда-то очень давно в уличных киосках продавали открытки с фотографиями актеров, и их собирали, коллекционировали. Обладание такой коллекцией считалось счастьем. Так и здесь – счастье увидеть в одном зале лица тех, кого мы так любили и любим, тех, кому верили и верим, пытались и пытаемся подражать.

«Выставка, которую мы сегодня открываем, посвящена тем, кого мы все очень любим – нашим замечательным советским и российским актерам, – сказал на вернисаже генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов. – Благодаря им, наша жизнь обретает совершенно новый контекст, духовный и эмоциональный. Я думаю, что посвящение этой выставки замечательным артистам неслучайно ни для фестиваля «Уроки режиссуры», ни для музея Бахрушина. Именно актер, по нашему убеждению, главное действующее лицо современного театра, хотя мы и говорим, что современный театр режиссерский. Это потрясающая панорама от 1987 года, рубежа, который определила куратор экспозиции, арт-директор Театрального Биеннале Ольга Егошина. Она считает, что таким рубежом был раздел МХАТа при Олеге Ефремове. Выставка представляет около ста лиц блестящих артистов, работавших на отечественной сцене от того момента и до наших дней. Я бы назвал эту выставку «Дорогие и любимые портреты». Потому что люди на этих портретах всем вам хорошо известны и все нами очень любимы. Благодаря своему таланту, энергии, они во многом определяют наше время, наши чувства и эмоции. Эта экспозиция – поклон замечательной плеяде артистов российского театра».

Хочется думать, что вспомнили всех. И тех, кто с нами, и кого, увы, уже нет. Кто-то представлен в театральных ролях, а кто-то в жизни. Партнерами выставки стали все ведущие театры Москвы и Санкт-Петербурга, они предоставили эти чудесные фотографии людей, о которых невозможно забыть, кто столько лет украшал и украшает жизнь своих современников.

«На самом деле музей Бахрушина – место, где хочется жить, оставаться, смотреть. Я сюда пришла однажды и вот уже на три года застряла. Как-то все идет и продолжается», – это слова, произнесенные на вернисаже куратором выставки, арт-директором Биеннале театрального искусства, доктором наук, критиком Ольгой Егошиной. – Идея выставки простая, – продолжала она. – Когда-то Немирович-Данченко сформулировал очень точно. Вся махина Художественного театра, все бессонные ночи его и Станиславского, весь великий театр, который был сделан, они все нужны ровно до того момента, когда на сцену выйдет Алла Тарасова, которая играет Анну Каренину, и скажет: «Что же мне делать, Аннушка?». Сергей Юрский объяснял, что режиссерскому театру сто лет, а актерскому – сотни. Выходит актер и наполняет пространство своим дыханием, эмоциями, наполняет его собой. В Бахрушинском музее прекрасная команда, замечательный художник экспозиции Василина Овчинникова. И я благодарна всем, кто воплощал мои идеи в жизнь».

Помимо фотографий, на стенах высказывания героев выставки, и в них – постулаты, суть актерской профессии, как ее понимают «первые сюжеты». Алла Демидова: «При 99 градусах вода не кипит. Кипит при ста градусах. Вот этот один градус в искусстве – он очень важен. Это вот чуть-чуть, сотая интонация, потому что вроде все правильно, а вот этого нет». Инна Чурикова: «Со своими персонажами ты общаешься куда ближе, чем с самыми близкими людьми».  Олег Борисов: «…Нужно особым образом настроиться. Быть готовым в любой миг обнажиться. Как такое достигается, по-моему, никто не знает». Евгений Миронов: «Фокин работает с актерами, как Микеланджело: отсекает все лишнее. Такой принцип. А Штайн наоборот: лепит роль из актера, как снежную бабу».

Конечно же, на открытие выставки во славу актерского мастерства пришли те, кому она посвящена. Так Игорь Ясулович, стоя под своим собственным фотопортретом, сказал:

«Конечно, лестно оказаться в таком окружении. Замечательные актеры. Но я хочу сказать вот что.  Очень многое зависит от актера. Но театр – дело коллективное. Театр – это художник, режиссер, это люди, которые остаются за кулисами, костюмеры, реквизиторы, – все. И это замечательно. Потому что мы все вместе. Но главный человек все-таки актер. Он воплощает на сцене жизнь человеческого духа. Актерская профессия потрясающая, сколько я ей занимаюсь, тем больше это понимаю. Хорошую пьесу играешь долго, много лет. И каждый раз ты что-то там открываешь. Находишь какие-то новые человеческие болевые точки. И это никогда не превращается в рутину».

Александр Филиппенко пошутил: «При нашей зависимой профессии получить место в Бахрушинском музее – это самое большое достижение. Раньше нельзя было представить, что такое может быть, ведь есть и режиссер, и сценарист, и директор. М.А. Ульянов говорил: Александр, репутацию ты зарабатываешь всю жизнь, а испортить ее можешь в одну секунду. И в Бахрушинском музее главный посыл молодым актерам – внимательно следить за своей биографией и репутацией. Это очень важный момент. Как у Левитанского:

…И над собственною ролью

Плачу я и хохочу.

По возможности достойно

Проиграть свое хочу.

Ведь не мелкою монетой,

Жизнью собственной плачу.

И за то, что заплачу,

И за то, что хохочу.

Евгений Князев:

«Я хотел бы сказать два слова не как артист, а хотел бы выступить, как зритель. Потому что я сейчас стою в окружении этих артистов. И я их видел на сцене. И для меня это были потрясения, которые я несу на протяжении всей своей жизни. Это впечатления, которые остаются на всю жизнь. Для этого люди приходят в театр, чтобы эти впечатления получать. Для того, чтобы свою душу врачевать. И ты вспоминаешь Ульянова, Басилашвили, Борисова, Лебедева. И думаешь: было, у кого учиться, было, на кого смотреть. Этот театр был. Мне бы хотелось, чтобы те, кто ныне здравствуют, пытались продолжать тот театр, который хранил бы свой изначальный смысл – врачевание души. Актерская профессия не самая легкая. Она, действительно, сложная. Это подтверждал еще Блок в своем «Балаганчике»:

Тащитесь, траурные клячи,

Актеры, правьте ремесло.

Чтобы от истины ходячей

Всем стало больно и светло.

Артисты, которые представлены здесь, они могли править свое ремесло.  И пусть следующие поколения сумеют это делать. И спасибо Театральному Биеннале и Бахрушинскому музею, которые организовали эту выставку».

Галина Фадеева

Фото: Александра Авдеева

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок