Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Бахрушинский музей принимает участие в выставочном проекте «Правда красоты: Кандинский, Малевич, Шагал и сакральное» в Италии

25

09

Художественная выставка «Правда красоты: Кандинский, Малевич, Шагал и сакральное» входит в серию проектов, реализуемых в рамках долгосрочной многоуровневой программы по работе с наследием древнерусской живописи из коллекции Галерей Италии Палаццо Леони Монтанари в Виченце.

Экспозиция включает в себя работы из собраний, находящихся в России, Франции и Италии, которые будут представлены вместе с иконами из коллекции Intesa Sanpaolo.

Выставка познакомит зрителя с целым созвездием важнейших шедевров русской живописи, созданных в конце XIX – начале XX вв. Большинство произведений находится в собраниях Государственной Третьяковской Галереи (Москва) и Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург), а также в музеях Италии (Венеция, Галерея Ка’ Пезаро), Франции (Ницца, Музей Марка Шагала) и Нидерландов (Амстердам, музей Стеделейк).

Бахрушинский музей представит на выставке работы русской художницы-авангардиста, графика, сценографа Натальи Гончаровой и русского живописца, графика, дизайнера и художника театра Владимира Татлина. Это эскизы театральных костюмов (Иоанн Креститель, Серафим, Апостол Андрей) авторства Гончаровой к неосуществленной постановке «Литургия» Стравинского из антрепризы Сергея Дягилева «Русские сезоны» 1914-1915 гг., а также эскиз декорации «Палуба корабля» кисти Татлина к неосуществленной постановке «Летучего Голландца» Вагнера 1915-1918 гг.

Интерес художников к многовековой традиции иконописи достиг пика в 20-е гг. XX в., но уже в конце XIX в. многие живописцы обращались в своих работах к религиозному искусству и к композиционному строю иконы. В их числе – Михаил Врубель, Николай Ге, Виктор Васнецов, Николай Рерих, Кузьма Петров-Водкин.

Авангардное искусство начала века, двигаясь в направлении абстракции, постоянно обращалось и к теоретическому наследию иконописи. Так, Кандинский утверждал, что художник должен ломать связь с видимым миром и писать то, что не доступно зрению. В целом для его абстрактной живописи обращение к древнерусской живописи X – XIV вв. и к народному искусству, с которым он познакомился во время своего путешествия на север России, имело фундаментальное значение.

Очевидны и общие черты между философско-теологическим пониманием иконы и духовными и эстетическими поисками представителей авангардных течений в работах таких художников, как Кандинский, Шагал, Гончарова или Малевич.

Возврат к художественному измерению иконы проявляется во многих аспектах авангардного искусства. Так, например, можно отметить удивительную близость в композиционном строе иконы Богоматери «Знамение» и некоторых работ Шагала или в отсутствии светотеневой моделировки, которое напоминает плоскости Малевича. Кроме того, у Шагала наглядно читается влияние религиозной живописи и поиски сакрального в его прочтении библейского текста, давшем жизнь уникальной вселенной образов.

Главная идея, перенимаемая из традиции иконы, – это представление о визуальном образе как об изображении, которое способно переносить из области мирского в область духовного. Эта необходимость взаимодействия с иным в искусстве, потребность в разрыве с установками искусства той эпохи, и привела Малевича к созданию «иконы нашего времени» – «Черного квадрата».

Даты проведения выставки: 3 октября 2019 года – 26 января 2020 года

Открытие выставки: 2 октября

Место проведения: Галерея д’Италия – Палаццо Леони Монтанари (Контра Санта Корона, 25, г. Виченца, 36100, Италия)

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок