Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



О спектакле «Любовь и смерть Зинаиды Райх» в Музее-квартире В.Э. Мейерхольда

29

01

2 февраля 2019 года мемориальный Музей-квартира В.Э. Мейерхольда /филиал ГЦТМ им. А.А. Бахрушина/ отмечает день Памяти Мастера. Великий режиссёр был расстрелян, как враг народа, английский и японский шпион, 2 февраля 1940 года после полугодовых допросов, пыток и издевательств в Лубянской тюрьме. Подлинное место его захоронения стало известно, благодаря его внучке, создательнице мемориального музея М.А. Валентей лишь в 1987 году. Им оказалась «Общая могила №1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. по 1942 г. включ.» на кладбище московского крематория у Донского монастыря. Его жена, актриса Зинаида Райх была зверски убита неизвестными, тайно проникнувшими в их с Мейерхольдом московскую квартиру в Брюсовом переулке 15 июля 1939 года. Преступление до сих пор не раскрыто. Случилось это спустя 25 дней после ареста Мейерхольда. Вскоре после этих событий в квартире Мейерхольдов поселятся люди из обслуги Л. Берии.

В этом году в день Памяти В.Э. Мейерхольда в мемориальном Музее-квартире актёры Российского академического молодёжного театра сыграют спектакль «Любовь и смерть Зинаиды Райх» по пьесе Валерия Семеновского, поставленный режиссером Александром Пономаревым. Он известный театральный экспериментатор, знаток творчества русских авангардистов. В данном случае экспериментом можно считать то, что спектакль играется не на привычной театральной сцене, а в Жёлтой гостиной Музея-квартиры на расстоянии полуметра от зрителей. Несмотря на небольшое музейное пространство, есть занавес, рампа, кулисы /сценография и костюмы Станислава Бенедиктова/. Максимальную приближенность режиссёр использует для вовлечения зрителей в игру, делает происходящее более убедительным. Именно здесь жила, а затем погибла Зинаида Райх. Невероятна магия места, всё происходящее, слова, поступки актёров от этого приобретают объём, выглядят куда более значительными и достоверными. Участники действия, и артисты, и зрители, словно бы ощущают особую ответственность оттого, что в жизни, без малого 80 лет назад, всё случилось именно здесь.

Пьеса В. Семеновского, в первую очередь, основана на письмах Т.С. Есениной, дочери З.Н. Райх, историку театра Константину Рудницкому, написанных уже в 60-е годы XX века. В них она подробно рассказывает об отношениях матери и отчима, об их последних днях, спектаклях и репетициях, ссорах с другими актёрами, о посмертной истории архива, спрятанного от ГПУ и отданного на хранение Эйзенштейну. Эти документы полны эмоций и волнения, в них множество деталей и неизвестных прежде подробностей, есть и обвинения. Прекрасная основа для яркого зрелищного спектакля. Тут уж постарался главный художник РАМТа Станислав Бенедиктов. Здесь и маски героев комедии дель арте, и украшенные золотом ширмы, музейные кресла карельской берёзы, какие любила Зинаида Николаевна, необычной формы старинная лампа. Среди всего этого великолепия существуют персонажи. Актёров всего шестеро, а действующих лиц в спектакле множество: знаменитые писатели, поэты, актёры и никому не известные персонажи. Лишь Зинаиду Райх, её первого мужа Сергея Есенина и их дочь Татьяну играют конкретные исполнители – Мария Турова, Алексей Бобров и Ольга Гришова. А, к примеру, Дарья Семёнова исполняет сразу несколько ролей: и коллегу Зинаиды по работе в газете машинисткой, и двух первых жён – Есенина и Мейерхольда, и даже блестящую Марию Бабанову. В спектакле много ярких, запоминающихся эпизодов: знакомство и венчание Райх с Есениным, их семейные скандалы, танец Райх с Бабановой, задуманный как эротический. Наконец, похороны Есенина. 1925 год, Зинаида Николаевна уже несколько лет замужем за Мейерхольдом. И он, как режиссёр, подсказывает ей, тогда ещё начинающей артистке, как она должна себя вести возле гроба, словно бы ставит мизансцену разыгрываемого здесь и сейчас спектакля. Подобных моментов в спектакле будет ещё несколько. Например, репетиция знаменитого финального эпизода спектакля «Дама с камелиями». Что ж, он, действительно, был её учителем и в жизни, и на сцене. А автор пьесы, видимо, задумал своего рода спектакль в спектакле. Это позволяет уйти от одномерного, линейного плана, делает действие более прихотливым. Формальный приём даёт возможность комментировать поступки действующих лиц и предлагать объяснения.

Но повисают в воздухе слухи и пересуды, словно шлейф, тянувшиеся за яркой и своевольной красавицей Райх и при жизни, и после смерти. Кого она больше любила: Есенина или Мейерхольда? Была ли талантливой актрисой или только казалась такой влюблённому без памяти Мейерхольду? Выживала ли из театра соперницу Бабанову? Наконец, тайна гибели. Впрочем, ни автор, ни режиссёр никому не обещали отвечать на эти вопросы. Спектакль длится час сорок минут, и за это время зрители успевают достаточно много, в полном соответствии с названием пьесы, узнать о жизни и любви Зинаиды Райх. А также о её смерти.  Было ли всё в квартире 11 дома 12 в Брюсовом переулке именно так на самом деле? Кто знает…

Галина Фадеева  

Фото: РАМТ

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок