Авторская экскурсия Владимира Аншона по выставке «Культурный транзит Таллин-Москва» 7 апреля
04
В залах Театральной галереи на Малой Ордынке – филиале Центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина до 8 апреля экспонировалась выставка «Владимир Аншон. Культурный транзит Таллин-Москва» – проект, представляющий разные грани творчества одного из ведущих театральных художников Эстонии. 7 апреля Владимир Аншон провел авторскую экскурсию по экспозиции.
Выставка Аншона – это спектакль, поставленный сценографом, спектакль выразительный, концептуальный, живущий во времени. Это удивительное художественное впечатление, выставка поражает цельностью, именно как хороший спектакль, как авторское высказывание.
Существует понятие экспозиционной культуры, в этом смысле выставка – высший пилотаж, но эту выставку не втиснуть в привычные рамки. т. к. перед нами подлинная театральная постановка, в которой слышны голоса материального мира, и сам язык пластики несет обобщающий смысл.
Как явление новое выставка информативна, научно основательна, в ней пристрастие к определенной театральной методике, представляющей эстонский театр, образный, фантазийный. Все макеты – подлинные артефакты, от которых глаз не оторвать.
Эта выставка прямое философское высказывание автора. Инсталляция на тему «Черного квадрата» Малевича – Слово в пустоте – предельно театральна, она вырастает из формулы европейского театрального гения Питера Брука – «пустое пространство». Вот именно, говорит нам Аншон: «пустота – предел выразительности». И это тайна, которую мы стремимся постичь.
А разве забудешь Спасителя в терновом венке. Здесь мастерство иконописи и смелость мысли, обращенной к современнику: пора страдать…
В понимании сути образной сценографии Аншон, мне представляется, близок установкам Давида Боровского. Аншон говорит о «вещи, которая сыграет лучше актера», Давид не так дерзко: «хорошо бы каждый предмет играл роль и желательно не одну». Образное существование предметного мира на сцене – сложное дело, и Аншону оно удается. Смею предположить, что его сценографические решения тоже запоминаются, как запоминаются надолго пластические коды Боровского. Хороший сценограф говорит в спектакле о том, о чем актеры не говорят, во всяком случае, общая идея спектакля часто досказывается художником.
Знаменитый учитель Аншона Март Фролович Китаев наверняка гордился учеником.
Культурный транзит Таллин – Москва удался! И это позволяет надеяться, что связи эстонской культуры и русской будут укрепляться несмотря ни на что.
Текст: Нинель Исмаилова