Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



15 января в Бахрушинском музее прошла встреча с Екатериной Шипулиной

18

01

15 января в выставочном зале Каретного сарая Театрального музея им. А.А. Бахрушина прошёл очередной вечер из цикла «Для поклонников Терпсихоры», организованный музеем совместно с обществом «Друзья Большого балета». Встреча была посвящёна заслуженной артистке РФ, прима-балерине Большого театра Екатерине Шипулиной. Этого ранга, самого высокого в балетной иерархии, она была удостоена в 2011 году. В самом начале ведущая вечера балетный критик Анна Берколайко напомнила танцовщице, что когда-то давно спросила у неё, хочет ли она быть примой. И Екатерина, не раздумывая, ответила: «Конечно, хочу», возможно, думая, что с этим званием жизнь в балете станет легче. «Так ли это?» – такой вопрос ведущей открыл вечер. «Всё стало только сложнее, – ответила Екатерина, – чем выше ранг, тем ответственней и безупречней должна быть работа…».

Екатерина Шипулина родилась в балетной семье. Её мать, Людмила Шипулина, была примой в Пермском академическом театре оперы и балета, где она танцевала весь классический и современный репертуар. Катя и её сестра-близнец Аня учились в Пермском хореографическом училище. Иной судьбы, чем балетная, ни сами девочки, ни их мама не видели. «Мама была уверена, что я хочу заниматься балетом», – чуть позже на вечере скажет Екатерина. В начале 90-х  Дмитрий Брянцев, тогда художественный руководитель балета Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко пригласил Людмилу Шипулину в Москву, в свой театр, где она до сих пор работает педагогом-наставником. А девочки стали учиться в Московской хореографической Академии. У Ани история с балетом не сложилась, а Катя по окончании Академии была зачислена в труппу Большого. В её репертуаре все классические и многие современные балеты Большого театра, в которых она исполняет главные роли. Екатерина Шипулина работала с такими педагогами, как Марина Кондратьева, Татьяна Голикова, Надежда Грачёва. Но самая строгая учительница, конечно же, мама. «От её взгляда не спрячется ничто, и мама самый строгий мой критик», – говорит Екатерина.

«Как вы смотрите спектакли дочери?», – спросила Анна Берколайко у Людмилы Шипулиной. «Смотрю также, как и на выступления своих учениц. Надо всё увидеть и всё высказать. Правда Катя иногда у меня спрашивает: «Мама, а что-то хорошее было?». Конечно, было очень много хорошего, иначе бы она не стала примой. Причём, очень хорошо, что Катя танцует одновременно и классику, и современность. Одно питает другое. После современного спектакля свободнее чувствуешь себя в классическом».

«Хотели бы видеть свою внучку балериной», – спросила Людмилу Шипулину Анна Берколайко после того, как Екатерина торжественно произнесла: «Шила в мешке не утаишь, у меня теперь есть дочь». Девочке, её зовут Аней, всего два с половиной месяца, но она уже явно реагирует на музыку, – рассказала Екатерина, впрочем, ничего удивительного, ведь её отец знаменитый Денис Мацуев.

На вопрос Анны Берколайко «Как ей живётся в театре?» Екатерина ответила: «Я общительна, миролюбива и по природе дипломат. Предпочитаю диалог». «Как складываются отношения с партнёрами при вашем росте 175 см?» «Это я раньше считалась высокой, а теперь таких, как я много, – сказала танцовщица, – но ведь при поддержках главную роль играют не рост и вес, а умение балерины  собраться и сгруппироваться. Это помогает партнёру». «Как вы относитесь к фотографиям, время от времени появляющимся в Интернете и не всегда комплиментарным?» «В любом случае это своего рода реклама». «Почему вы репетируете с мужским педагогом?», – спросила ведущая вечера, повторив этот вопрос вслед за руководителем балета Большого Махаром Вазиевым, когда тот был только назначен на эту должность. Екатерина объяснила, что её педагог Надежда Грачёва достаточно долго была в декретном отпуске, и тогда она, действительно, сама обратилась к Народному артисту России Владимиру Никонову с просьбой о совместной работе. Педагог также участвовал в музейном вечере. «Катя очень сильная балерина, и актёрски, и технически, – сказал он. – У неё прекрасные прыжок и вращение, она мобильная и разносторонняя. На репетициях хватает всё с лёта, всегда готова прислушаться к педагогу и что-то переделать. И её любят в театре, что бывает не так уж часто».

Обширная видеопрограмма, специально  подготовленная к вечеру, была составлена так, чтобы продемонстрировать все стороны дарования балерины, её разносторонность, умение прекрасно существовать в любом репертуаре. Сначала прозрачная строгая классика: «Жизель», «Лебединое озеро» и «Корсар». Балеты ХХ века: «Агон» и «Симфония до мажор» Баланчина, «Хрома» Макгрегора. На рубеже ХХ-ХХI веков: «Cinque» из проекта «Отражения», «Золушка» Юрия Посохова и «Пламя Парижа». Наконец, последний блок видео был озаглавлен «Страсти не по-детски». В него  вошли фрагменты из балетов «Легенда о любви», «Собор Парижской богоматери» и «Анна Каренина» в постановке Б. Эйфмана, что стало ответом на часто задаваемый Екатерине Шипулиной вопрос: «Танцует ли она где-то, кроме Большого театра?». Да, танцует. А ещё у неё есть продюсерское образование, и она с удовольствием занимается программами различных балетных фестивалей.

Текст: Галина Фадеева

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок