Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



О презентации каталога выставки «Прорыв»

27

03

21 марта 2017 года в бывшем Каретном сарае – самом просторном выставочном пространстве Театрального музея им. А.А. Бахрушина – состоялась презентация каталога «Прорыв». Грандиозная выставка под тем же названием проходила в музее в течение трёх месяцев в конце 2015-го – начале 2016 годов. Этот проект не имеет аналогов ни в российской, ни в мировой экспозиционной практике, так как объединил собрания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и Санкт-Петербургского  государственного музея театрального и музыкального искусства, в состав которого не так давно, благодаря фонду «Константиновский», вошла коллекция театрально-декорационных работ Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Формировавшееся с середины прошлого века, их собрание по качеству не уступает прославленным музейным коллекциям. Экспозиция выставки «Прорыв» собрала более семисот работ: эскизы костюмов и декораций, макеты постановок, плакаты, афиши спектаклей, фото- и киноматериалы. «Объединив все эти раритеты в одном выставочном пространстве, мы полноценно  и масштабно представляем панораму русского театра, русского театрально – декорационного искусства конца XIX – начала ХХ века. Идея объединения очень серьезна, и  проект получился невероятно масштабным», – говорил на открытии выставки Генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов. Новаторство состояло также в том, что в одном выставочном пространстве были собраны работы художников, живших и в России, и за рубежом. Выставку посетили десятки тысяч человек: у входных дверей стояли очереди, и время работы выставки продлили на десять дней.

«Каталог – очень важен, важнее самой выставки. Выставку забывают, но остается документ.  Я обращаюсь к дирекции. Пожалуйста, воспользуйтесь случаем создать очень серьезный каталог, который стал бы настольной книгой этой темы. Тогда будет логический документ, которым могут пользоваться нынешние и будущие искусствоведы», – говорил идейный вдохновитель проекта Н.Д. Лобанов-Ростовский. И вот, наконец, наступил день и час, когда можно взять в руки и полистать прекрасно изданный двухтомный каталог выставки «Прорыв». Он собрал более семисот иллюстраций, фотографии экспозиции и серьёзные искусствоведческие статьи, написанные сотрудниками обоих музеев и известными учёными, работающими в этой области. Все статьи и комментарии переведены на английский язык. Выпустил каталог в свет Театральный музей им. Бахрушина при поддержке Министерства культуры РФ. «Мы мечтали, что к концу выставки одолеем работу над каталогом, – сказал на презентации Дмитрий Родионов. – Но мы обманулись в своих ожиданиях, работа потребовала гораздо большего времени. Она затянулась более чем на год. Мы планировали издать один том, но он плавно превратился в два. Это оказался тот минимальный объём, который мы должны были представить полноценно и фундаментально как результат этого выставочного проекта».

Презентация каталога собрала множество людей – художников, преподавателей, друзей Бахрушинского музея. Модераторами встречи были генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов и князь Никита Лобанов-Ростовског, чтобы он мог быть, в том числе и модератором встречи. «Сегодня событие действительно, очень важное, знаковое. Потому что и сама выставка «Прорыв», которая была в музее Бахрушина, и издание по результатам проекта двухтомного каталога для музея стали серьезным исследовательским шагом в осмыслении  той части нашей коллекции, которая входила в состав выставки», – сказал, приветствуя собравшихся, Дмитрий Родионов. Возвращаясь к экспозиции, он особо отметил, что, наверное, впервые в выставочной практике было объединено  творчество художников – декораторов Императорских театров с авангардом 20-х – 30-х годов. «Разные времена, разные эпохи, но нам показалась естественной художественная  преемственность в тех направлениях искусства, которые нашли яркое отражение в их творчестве, – продолжал Д. Родионов. – Это художники – декораторы, они определяли облик постановок и московских и петербургских императорских театров во второй половине ХIХ века: Шишков, Бочаров,  Гельцер. И среди них, конечно, универсальный художник Карл  Вальц. В истоке  творчества этих декораторов явственно проступил тот фундамент, на котором осуществились художественные направления русского декорационного искусствен конца ХIХ века – романтизма, модернизма. И далее уже век ХХ, авангардные направления которого стали определять лицо театра, начиная с Дягилевских сезонов. Мы таким образом провели дискуссию с отечественным искусствоведением, которое скептически до последнего времени относилось к искусству эклектики XIX века, не воспринимая его серьёзно, и пренебрежительно относилось к творчеству художников –декораторов ХIХ века, не считая его самостоятельным художественным явлением. Мне кажется, – продолжал Дмитрий Родионов, – выставка убедительно показала, что это единый художественный процесс, в котором все равны, все могут существовать, если их деятельность направлена на самое главное – приобщение к высоким художественным идеалам той зрительской аудитории, ради которой работал художник. И с этой задачей художники – декораторы XIX века блестяще справлялись».

Вернувшись к каталогу, Дмитрий Родионов выразил благодарность всем, кто участвовал в его создании: авторскому коллективу, редакторам, дизайнерам.  «Но первый поклон и благодарность Н.Д. Лобанову-Ростовскому, который оказал доверие нашему музею. Мы стали добрыми партнёрами в творческом и человеческом плане. У нас есть задумки следующих художественных акций».  В свою очередь Никита Лобанов-Ростовский, прежде всего, поблагодарив Дмитрии Родионова и куратора выставки Светлану Джафарову, cказал: «Следующее поколение, скажем, через сорок лет, еще больше оценит значимость этой выставки, и прежде всего через каталог. В нём показаны художники, которые не существуют даже в словарях по русскому искусству. Там приведено много работ, которые неизвестны даже искусствоведам. Это научный  труд, который станет эталоном, как каталоги выставок «Москва-Париж» и «Москва-Берлин». Его содержание слишком значимо, чтобы будущие поколения могли не обратить на него внимания. Я очень благодарен, что вы решились на этот шаг. Те, кто в будущем будут интересоваться театрально-декорационным искусством, без этого каталога вряд ли смогут работать. Благодарен всем, кто участвовал в создании и выставки, и каталога».

«Интрига нашей выставки «Прорыв» – это поступательное движение от направления к направлению, от одной картины мира к другой, – считает куратор экспозиции Светлана Джафарова. – Театр всегда должен предложить зрителю что-то новое,  удивительное.  Выбор режиссёром художника очень важен. Тем более у таких режиссёров, как Таиров, Мейерхольд, было еще и внутреннее соревнование. Соревновательность – одна из важнейших тем и этой выставки, и нашей истории художественной в целом. В начале ХХ века «чувство театральности» присутствовало всюду, – продолжает она. – И самое главное, что все эти новейшие течения выходили на сцену, где работали не просто декораторы, а первоклассные художники». По мнению Светланы Джафаровой, все идеи выставки, концепция экспозиции полно отражены в двухтомном каталоге.

«Хочу сказать, что  совершенно счастлив, что музей сделал настоящий европейский каталог, – сказал один из его авторов, доктор искусствоведения Георгий Коваленко.  Он предложил музею идею новой выставки: «Я ношусь с темой “Русский театр эпохи конструктивизма”. Огромное количество работ этих художников есть в вашем собрании, и если показать их вместе – огромная и прекрасная выставка могла бы быть», – добавил Георгий Коваленко.

Продолжавшаяся более двух часов церемония презентации каталога «Прорыв» временами напоминала научную конференцию. Выступили заведующая кафедрой всеобщей истории искусств Российской Академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова Евгения Гиташвили,  профессор МГУ, доктор культурологи Екатерина Фёдорова, доктор искусствоведения, профессор семиотики кафедры общей истории искусств Московского университета Владимир Кашаев, они проводили студенческие семинары ещё в интерьерах экспозиции выставки. Высоко оценил и выставку, и каталог вице-президент Российской Академии художеств Андрей Золотов. А его коллега, главный ученый секретарь Президиума Академии художеств Виктор Калинин достаточно неожиданно сказал о том, что счастлив, что всё это происходит в доме А.А. Бахрушина, который был старообрядцем. Именно представители этой конфессии в конце ХIХ – начале ХХ века собирали самые лучшие коллекции.

Помимо каталога на церемонии презентации была представлена книга Н.Д. Лобанова-Ростовского «Рюриковичи. ХХI век». Её редактор Наталья Алпатова сказала: «Эта книжка – продолжение предыдущей, которая называлась «Рюриковичи в эмиграции». Она включила статьи Никиты Дмитриевича, описания его инициатив по поводу памятника Примирения, памятника героям Первой мировой войны и т.д. Много его интервью. Мы предполагаем издать и третью книжку. В неё, я надеюсь, войдет именно то, с чего все начиналось. Мне очень бы хотелось, чтобы Никита Дмитриевич поделился своими воспоминаниями, письмами, которые у него сохранились. Ещё открою вам тайну: обнаружен архив его родителей из болгарского КГБ. Мы думаем, что это всё очень интересно, и хотели бы в третьей книге эти документы опубликовать. Главное, чтобы у Никиты Дмитриевича хватило сил это расшифровать. Я надеюсь, что идея осуществится».

Сопровождали презентацию каталога выступления струнного квартета «Кончертато».

Текст – Галина Фадеева.

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок