Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



В Бахрушинском музее расцвел сад

02

03

17 февраля 2017 года в Каретном сарае – самом просторном выставочном пространстве Бахрушинского музея  состоялось открытие выставки театрального художника Татьяны Спасоломской, названной «12 этюдов заветного сада или Жажда аллюзий». На самом деле этюдов не 12, а значительно больше. Три гигантских стены зала от пола и до потолка заполнены живописью: 36 картин холст – масло, 36 железо – масло и 30 работ маслом на картоне. Вдоль четвёртой стены чудесные инсталляции на тему сада: железная кровать с шишечками, на ней сено, а на сене сидит старенький плюшевый Мишка и разбросаны яркие жёлто-красные яблоки. Чуть поодаль на небольшом балконе стоят три женщины в белом. Их лица необыкновенно искусно сделаны из сена, а фигуры из белых мешков, в которые обычно пакуют сахар. Это декорация к спектаклю Марии Бородиной «Башня /читая Бродского/». По всему залу, свисая с балок на потолке, покачиваются закреплённые на них качели. Посредине садовая беседка, обозначенная узкими белыми досками. Это «заветный сад». А что же «жажда аллюзий»? Эта фраза также звучит в названии выставки.

«Аллюзия, конечно, имеет больше отношения к литературному жанру, –  объясняет  Татьяна Спасоломская. – Например, сказка Гофмана «Принцесса Брамбила» написана как аллюзия на графику Жака Калло. Поскольку в основе того, что делает театральный художник, его живописи, изобразительного ряда часто находится литература, то получается, что любое создание театрального художника – всегда некая аллюзия на литературное произведение. А в этом случае мне ещё хотелось создать аллюзию театра. Я считаю себя театральным художником, который пишет такой вот театр». И действительно, работы Татьяны Спасоломской отличает подлинная театральность в самом прямом значении этого слова: яркость, броскость, удивительный контрастный подбор цвета. В МГАХУ памяти 1905 года, которое она закончила, её педагогом была выдающийся театральный художник и живописец Татьяна Сельвинская.

Но вернёмся к названию выставки: «12 этюдов заветного сада». Слово «заветный» объяснила подруга художницы Ольга Михайлова: «Сад не случайно возник в жизни Татьяны Спасоломской.  И в этом  волшебный парадокс. Заветный сад, который нас здесь окружает, был посажен Таниными родителями в посёлке Заветы Ильича. Как делали в советское время – кусочек там, кусочек сям. Он растёт совершенно произвольно, нерегулярно, неправильный сад. И в этом саду – такая  совершенно естественная Танина жизнь. Сад и есть тот театр, о котором мы мечтаем, и которого нам так не хватает. И за это я Тане ужасно благодарна». Подтверждением этих слов на экране, установленном над декорацией к спектаклю Марии Бородиной, было видео, снятое в заветном саду в Заветах Ильича. Рассматривая эти кадры, мы становимся свидетелями совершенно происходящей там фантастической жизни.

Вернисаж предполагает множество прекрасных слов. Ирина Гамула, главный хранитель Бахрушинского музея, вспомнила древнюю китайскую мудрость: «Если выпьешь воды, будешь счастлив несколько часов. Если женишься, будешь счастлив несколько лет. Если посадишь сад, будешь счастлив всю жизнь. И я думаю, что сейчас Татьяна – самый счастливый человек, потому что она посадила сад».

Татьяна Спасоломская принимала поздравления с открытием выставки от критиков и коллег. Анаит Оганесян: «Таня, когда увлеклась садом, нашла для себя сюжет, который не просто открывает нам жизнь цветов, но и ставит перед ней очень много задач, а перед нами – загадок.  В её работах есть конфликт, к примеру, сочетание железа и мягкой кисти. Мне кажется, ей всё удаётся именно благодаря тому, что она увлечена поиском живописности, это помогает всю жизнь оставаться очень молодым художником и очень привлекательным. И мне хотелось бы, чтобы тема красочной жизни её никогда не оставляла и всегда подпитывала».

«Её собственная тема возникла, когда она открыла для себя сад. И этот сад настолько неповторим! Каждый раз на новом этапе он начинается с того, что уже было сделано, а затем открывается в новые пространства. Тема сада неисчерпаема в живописи. А «заветный сад» это ещё и что-то очень потаённое, личное», – считает подруга художницы Людмила Синицына. В выступлении  на вернисаже она назвала работы Татьяны Спасоломской «вертоградом» – местом процветания, эдемом. «Вертоградом» также называют икону Богородицы, запечатлённой в райском саду.

«Находясь в этом удивительно расцветшем саду, мне кажется, что цветы на наших глазах продолжают расти, в них шевелится  жизнь. И происходит то, что для зрителя и для художника всегда остается тайной. Так, напоминая о вечности, шевелится трава. Здесь представлена очень маленькая часть творчества Тани. И как она успевает это все делать? Я завидую этому удивительному творческому зуду. Её сад поражает своей радостью», – считает театральный художник Виктор Архипов.

В заветном саду Татьяны Спасоломской словно шевелится трава, дышит зелень, радуют глаз цветы. Но это не сад ради сада: он создан для людей, и здесь немало лиц, которые смотрят на нас со стен. Здесь Адам и Ева в Эдеме, а также портреты близких художнику людей. Некоторые условны, другие узнаваемы и подписаны, как, к примеру, портрет Татьяны Христофоровны Метаксы, первого заместителя Генерального директора музея Востока. Она также была гостьей вернисажа: « Там в шляпке сзади –  это я, – похвасталась она, обратив внимание всех присутствующих на собственный портрет. –  Это было два года назад в Таниной мастерской на Сретенке. Хочу сказать, что мир вокруг нас вдруг стал необычайно жестоким, словно покрашенным чёрной краской.  А у Татьяны в этом мире чудесное предназначение. Её волшебный сад – это просто замечательно, и в этом её душа, мысли, работа. Если бы было больше таких светлых художников, нам всем было бы гораздо лучше».

Портрет Татьяны Метаксы художница преподнесла в дар Бахрушинскому музею. Но не только его. Татьяна Спасоломская сказала: «Кроме портрета Татьяны Христофоровны Метаксы я передаю в дар музею 12 этюдов, написанных маслом на картоне. И эта идея возникла, казалось бы, спонтанно, но на самом деле она совершенно закономерна. Директор музея Дмитрий Викторович Родионов тоже необыкновенно любит сады, цветы, сам их выращивает. Каждый год он печатает календарь с цветами. Такое вот совпадение наших интересов. И музей стоит в саду, так что все закономерно. Я очень этому рада. С одной стороны, картины тебе дороги, их так трудно от себя отделить. Но ведь музей – это вечность. Как сказал Леонид Ефимович Хейфец, все мы куда-то денемся, а цветы Тани Спасоломской останутся. А если они останутся в музее, тут уж всё безупречно. И я, конечно, благодарна музею, что он согласился принять их».

Поблагодарив художницу за замечательный дар, заместитель генерального директора Бахрушинского музея Александр Рубцов сказал: «Таня, поздравляю тебя с замечательной выставкой. Это очень серьёзный контрапункт нашим метрополитеновским ритмам. К нам словно пришла удивительная весна, предвкушение перемен и обновления.

Я хочу сказать слова благодарности за то, что всегда откликаешься на все наши самые фантастические проекты и приносишь яркие и необычные идеи. Ты очень большой друг нашего музея».

Давайте в последний раз вернёмся к названию выставки. Это ещё и цитата из стихотворения поэта Виктора Дёлога, друга и помощника Татьяны Спасоломской, соавтора концепции экспозиции. Стихи звучат так:

«…Двенадцать этюдов и жажда аллюзий
Как вечная тема над суей цветущая».

9 марта в рамках выставки состоится творческий вечер Виктора Делога.

Текст – Галина Фадеева.

Изображение – Татьяна Спасоломская. «Книга Перемен». 2014. Холст, масло.

 

 

 

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок