Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Современные технологии на защите музейных коллекций

17

10

Согласно федеральному закону №357, подписанному Президентом России 3 июля 2016 года,  технология охранной маркировки музейных предметов должна быть внедрена  во все музеи страны с 2017 года. Этой проблематике было посвящено заседание Научно-экспертного совета ГЦТМ им. А.А. Бахрушина по применению современных технологий в музейном деле, на котором  присутствовали представители крупнейших музеев России, эксперты из научно-исследовательских учреждений Министерства культуры, разработчики охранной маркировки из Министерства обороны РФ.

Дмитрий Викторович Родионов, генеральный директор Театрального музея им. А. А. Бахрушина, председатель научно-экспертного совета ГЦТМ по применению современных технологий в музейном деле:

«Научно-экспертный совет Театрального музея им. А.А. Бахрушина существует с 2011 года,  и объединяет экспертов из ведущих отечественных музеев и научного сообщества. В задачи совета входит не только обмен опытом  по разработке, апробации и внедрению новых технологий в музейную практику, но и выработка рекомендаций для Министерства культуры. Среди актуальных тем, которые будут обсуждаться на совете: охранная маркировка; информационная безопасность; технологии, обеспечивающие сохранность и безопасность коллекций; Госкаталог Музейного фонда РФ; мультимедийные технологии и подготовка кадров».

Сергей Евгеньевич Богатырев, директор Дирекции музейного фонда РФ в составе ГМВЦ «РОСИЗО», сопредседатель научно-экспертного совета ГЦТМ:

«Министерство культуры поручило Дирекции Музейного Фонда РФ координацию работы по внедрению охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Я думаю, что у апробированной и внедренной  Эрмитажем и Театральным музеем технологии охранной маркировки есть все шансы быть принятой для всех музеев России, учитывая, что в этом направлении других значимых высот достигнуто не было. Мы полагаем, что Государственный Эрмитаж и музей Бахрушина в будущем станут научно-методическими центрами и будут передавать свой  опыт музеям в  других регионах».

Впервые систематические исследования по разработке новой технологии маркировки музейных предметов  были начаты в 2007 году по инициативе Государственного Эрмитажа, заключившего соглашение о сотрудничестве с 18-м Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороны РФ. Была разработана уникальная система, позволяющая наносить на предметы искусства идентификационные составы, обнаруживаемые только при помощи особых приборов.

Алексей Валентинович Богданов, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, кандидат технических наук, доцент:

Изначально задача была поставлена на уровне правительства. Президент (тогда это был Д.А. Медведев) подписал указ  о том,  что экспонаты нужно маркировать. Было не очень понятно, как и чем маркировать, поэтому Министерство культуры провело исследование: мы ездили и смотрели, что  есть в мире, но ничего не обнаружили, даже в Лувре и в Британском музее. В Брюсселе были попытки что-то подобное сделать, но их опыт нам не подходил.

Стоит пояснить, что есть три типа маркировки: 

  • учетная маркировка /инвентарные номера, которые записывают в книге поступлений/
  • маркировка обеспечивающая охрану от хищения / это похоже на магнитные наклейки на вещах в магазине, когда вы не можете вынести вещь за пределы определенной территории/,
  • охранная маркировка, обеспечивающая идентификацию. Она подтверждает, что обратно получили тот предмет, который давали на реставрацию или за границу на выставку. Именно такую метку и предстояло разработать.

Оговорюсь – это не вопрос атрибуции: например, сто лет считают, что  это Рембрандт, сто лет спустя считается, что это школа Рембрандта, а потом опять будут считать, что это Рембрандт. Метка всего лишь подтверждает, что вернулось именно то полотно, которые вы отдали, не копия. До момента маркировки этот груз ответственности лежал на хранителях, сопровождающих лицах и экспертах. Но что такое эксперт? Во-первых, это человек. Во-вторых, его работа достаточно дорога, потому что очень мало людей, которые могут действительно отличить подлинник от копии. Их  сложно их куда-либо привезти, да и человек может вольно или невольно ошибиться. Чтобы решить этот сложный вопрос, мы попробовали создать систему, благодаря которой можно мгновенно  определить, тот ли это экспонат, который выезжал. Это важно не столько для музеев, сколько для таможни, где совсем нет специалистов, и никто хорошую копию от оригинала не отличит.

Мы эту задачу решили, и на сегодняшний день у нас есть состав, технология его нанесения и считывания, а также приборы, которые позволяют это все осуществлять. Это похоже на маркировку указов Президента или на степени защиты денег. К примеру, пятитысячная купюра имеет пять ступеней защиты. На самом деле их больше, и по мере появления фальшивок банк будет добавлять новые ступени, и говорить, что их семь, а в реальности их там будет двенадцать. То же самое – и наша система маркировки музейных ценностей.

В  Театральном музее с 2011 года под руководством Д.В. Родионова осуществляется программа по разработке и внедрению охранной маркировки культурных ценностей. В программе участвуют Российский химико-технологический университет имени Д. Е. Менделеева, 18 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ, Гос НИИР, ВХНРЦ им. И.Э Грабаря, Институт физики твердого тела и др. В рамках подписанных соглашений о сотрудничестве осуществляется взаимодействие с Государственным Эрмитажем и РГГУ.

В результате в Театральном музее создана комплексная система маркировки культурных ценностей. 18 ЦНИИ МО и РХТУ им. Д.И. Менделеева  по заданию ГЦТМ создал  уникальную охранную маркировку, позволяющую идентифицировать принадлежность экспоната ГЦТМ. В ходе работ промаркировано более 5000 экспонатов из различных материалов.  На базе музея осуществляется производственная практика студентов РГГУ, в которую входит обучение навыкам маркировки культурных ценностей. Более подробно о программе маркировки культурных ценностей вы можете узнать на нашем сайте в разделе «годовые отчеты».

Выработанная на Научно-экспертном совете резолюция и предложения по внедрению охранной маркировки в музеи России будут переданы Дирекцией Музейного Фонда РФ в Министерство культуры. Следующее заседание научно-экспертного совета будет посвящено информационной безопасности музеев. Оно  состоится в Театральном музее им. А.А. Бахрушина в первой половине декабря в рамках семинара  «Современные технологии в жизни музея».

 

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок