Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Чехов – Гинкас – Бархин в «Мастерской Давида Боровского»

Музей-мастерская Давида Боровского
25

06

Три июньских вечера – 8, 15 и 22 июня 2016 г.  в мемориальном музее «Мастерская Давида Боровского», филиале ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, были посвящены просмотрам телевизионных версий спектаклей режиссёра Камы Гинкаса «Дама с собачкой», «Чёрный монах» и «Скрипка Ротшильда». Он поставил их в Московском ТЮЗе в содружестве с художником–постановщиком Сергеем Бархиным.

Выставка Бархина – театральных эскизов и макетов, а также работ его сестры Татьяны Бархиной, художника по костюмам, завершилась в «Мастерской Давида Боровского». Если эскизы и макеты, представленные в экспозиции, предлагали статичный взгляд на творчество художника,  то созданные им спектакли, увиденные пусть и на экране, –  это чудесная возможность понять и оценить, как работает мастер, удачная попытка увидеть волшебство, благодаря которому возникает единый образ спектакля.

Свой проект Кама Гинкас назвал «Жизнь прекрасна. По Чехову». В его замысле три спектакля по трём чеховским рассказам, каждый из которых соответствует определённому времени суток: «Дама с собачкой» – утро, «Чёрный монах» –  день, и, наконец, «Скрипка Ротшильда» – вечер  или, может быть, тёмная ночь. Все рассказы, скажем так, не хрестоматийны.  «Даму с собачкой» Чехов, у которого практически не бывает «хэпи енда», вдруг заканчивает счастливой любовью. В «Чёрном монахе» реалист Чехов ведёт речь о призраке, привидении. Наконец, «Скрипка Ротшильда», пожалуй, самый мрачный из чеховского мрачного, о том, что жизнь убыточна, а смерть прибыльна. Но в своём предисловии к телепоказам Кама Гинкас говорит, что все эти три рассказа об одном и том же: человек рождается талантлив, а потом всё куда-то девается. Об этом,  считает режиссёр, и пишет Чехов.

Чтобы превратить прозу в театр, режиссёр придумал замечательный ход: все слова от автора он отдаёт героям. Но чтобы претворить эту идею в жизнь, ему нужен был союзник, ведь одних слов недостаточно. Таким союзником и стал художник. Гинкас – Бархин – одно из самых замечательных содружеств в современном отечественном театре. Это партнёрство не случайно. Их объединило новаторское отношение к стилистике театрального языка, стремление опередить день сегодняшний. Трилогия «Жизнь прекрасна. По Чехову» – верное тому свидетельство.

Общим было неожиданное решение устроить и сцену и места для зрителей на театральном балконе. Это пространство словно обрывается в чёрную яму зрительного зала, так  играются «Дама с собачкой» и «Чёрный монах». Прекрасную провинциалку Анну Сергеевну и респектабельного Гурова художник превращает в полосатых жёлто-синих пляжных человечков, дело-то происходит в Ялте. В самом начале «Чёрного монаха», пока Коврин полон своих прекрасных грёз, сцена, словно травой, засажена павлиньими перьями, которые сам же герой и вырывает с корнем по мере развития действия. Вместо них в финале появится высокая деревянная будка, которую сколачивают из глухих щитов на глазах у зрителей.

В «Чёрном монахе», на сцене, комната героя, вся уставленная смахивающими на лодки деревянными гробами, Яков по кличке Бронза – гробовщик. Он играет на скрипке, но вместо музыкального инструмента у него в руках инструмент плотницкий – пила. Перед собственной смертью вспоминает давно умершего ребёночка и баюкает полено. А когда почти уже умер, ожившая вдруг жена медленно застёгивает ему телогрейку на все пуговицы. Все эти придуманные художником детали и создают  спектакль. Ведь театр – это не только «про что», но ещё и «как».

Трилогия «Жизнь прекрасна. По Чехову» принесла  создателям проекта и занятым в спектаклях актёрам множество театральных премий. Сергей Бархин был награждён «Золотой Маской».

Все три чеховских телеспектакля сняты  режиссёром телеканала «Культура» Виктором Безега. Это особое искусство –  адекватно и нелинейно перенести происходящее на театральной сцене на небольшой телевизионный экран. В данном случае режиссёр предпочёл сосредоточиться на актёрских работах. Прекрасны и артисты ТЮЗа И. Ясулович, И. Гордин, Ю. Свежакова, другие, а также приглашённые К. Гинкасом  В. Кашпур, С.Маковецкий, В. Баринов.

Благодаря этим показам словно бы ожили эскизы и макет Бархина к спектаклю «Дама с собачкой». Интересно отметить и  сквозную тему экспозиций, одна за другой представленных в Мастерской, которую можно определить как «Чеховские мотивы». Именно так называлась предыдущая выставка, посвящённая спектаклям по произведениям А.П. Чехова Давида Боровского. Поэтому  выбор для показа в интерьере выставки Бархиных именно чеховских спектаклей не случаен. Особенность музея – Мастерской в том, что это, прежде всего, образовательный и просветительский проект.

Автор: Галина Фадеева

 

 

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок