Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина




17 мая 2018 года в Театральной галерее на Малой Ордынке – отделе ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась выставка «Парад – 100», а на самом деле – 101, потому что именно 101 год назад 18 мая 1917 года в Парижском театре «Шатле» состоялась премьера балета «Парад» – одного из самых знаменитых спектаклей ХХ века. Все участники постановки были гениями. В основе сюжета одна из самых удачных пьес Жана Кокто, музыку написал великий экспериментатор Эрик Сати, сценография и костюмы Пабло Пикассо, причём, это была его самая первая работа в театре, и, наконец, хореографом стал Леонид Мясин, любимый танцовщик С.П. Дягилева. Дягилев, кстати, и был главным вдохновителем всей истории. Поэт Гийом Аполлинер, которого он пригласил для организации «рекламной кампании» перед премьерой, написал  манифест под названием «Новый дух», где назвал спектакль «более правдивым, чем сама жизнь» и описал его как «своего рода сюрреализм» (фр. une sorte de surréalisme – выше реализма), впервые в истории употребив этот термин, обозначивший затем целое художественное течение. «Парад» был первой постановкой дягилевских «Русских сезонов» за время Первой мировой войны, которая во многом изменила систему ценностей и восприятие публикой искусства. Великий импресарио не мог не чувствовать новых веяний, поэтому пригласил для создания балета главных авангардистов своего времени, сделав ставку на всё новое. Неклассический «кубистический» балет всколыхнул Париж. Конечно же, премьера вызвала небывалый скандал, но это не помешало тому, что «Парад» стал преддверием всего нового в искусстве ХХ века, и вот уже сто лет как хореографы неизменно обращаются к этой постановке.

 

Посвящённая такой непростой истории выставка, которую Бахрушинский музей представляет в содружестве с Государственным центром современного искусства, конечно же, получилась сложносочинённой. Как рассказал её сокуратор, заведующий отделом экспериментальных программ ГЦСИ Виталий Пацюков, через сто с лишним лет после премьеры удивляешься смелости и способности создателей балета сотворить совершенно новый мир. Проект, посвящённый истории постановки, вводит в контекст экспозиции документацию, партитуры, исторические фотографии, –  всё это в основе коллажей художника Матвея Стецюка. Как символ художественных практик начала ХХ века здесь абстрактные деревянные рельефы нашего современника Павла Яновицкого. Из фондов Бахрушинского музея  буклеты, посвящённые «русским сезонам», издания 1913 – 1921 годов. Тут же большие стенды, на которые наклеены многочисленные рецензии на премьеру во французских газетах.

 

По мнению одного из кураторов выставки, руководителя музыкального фестиваля «Под зонтиком Сати» Елизаветы Мирошниченко, анфиладное пространство Театральной галереи на Малой Ордынке удивительно подходит выставке «Парад – 100». Каждый из залов как бы представляет отдельный акт спектакля. Так, в одном из них среди прочих экспонатов реконструкции совершенно необыкновенных костюмов, которые П. Пикассо придумал для двух персонажей спектакля – американского и французского менеджеров. За спиной у американского героя расположились небоскрёбы. Это работы студентов постановочного факультета Школы-студии МХАТ.  В отдельном зале инсталляция «Действующие лица» пермских художников Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной, их личный, собственный, не похожий ни на чей взгляд на историю постановки балета «Парад», воссоздающий образ спектакля. На прямоугольниках из ткани портреты участников проекта, их высказывания, воспоминания, переписка. Например, цитата из Л. Мясина: «надо соединить хореографию с элементами джаза и приёмами кинематографа». Или: Ж. Кокто пишет композитору Э. Сати о необходимости ввести в музыку «немузыкальные шумы» – стук пишущей машинки, пароходную сирену, пистолетные выстрелы». Одним из главных достоинств экспозиции Виталий Пацюков считает видео-экраны с реконструкциями балета «Парад» Анжелена Прельжокажа, Марианны Рыжкиной и других современных хореографов.

 

Приветствуя гостей вернисажа, Александр Рубцов, заместитель Генерального директора ГЦТМ  им. А.А. Бахрушина по научно-просветительской деятельности говорил о том, что для сотрудников Театрального музея, работая над выставками, очень важно суметь выстроить такое пространство, которое воскресило бы в нашей памяти выдающиеся страницы, связанные с такими явлениями в области театрального искусства, как «Парад». Выставка интересна, прежде всего тем, что эта давняя история осмыслена на современном уровне. Здесь много оригинально поданных текстов – из мемуаров и дневников. Хочется вглядываться в них, вчитываться. На плазмах мы видим осмысление этой хореографии современными постановщиками»

 

Выставка «Парад – 100» в Театральной галерее на Малой Ордынке не является премьерой экспозиции. Она уже побывала в стенах ГЦСИ, во Владикавказе и в Перми. В Бахрушинской версии в рамках выставки будет проходить специально подготовленная  просветительская программа: кураторские экскурсии, концерты, демонстрация фильмов.

Узнать их расписание можно на сайте музея.

 

Галина Фадеева

 

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок