Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина




6 марта 2018 года в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина открылась выставка «Два века Петипа», приуроченная к 200-летию выдающегося балетмейстера, 11 марта нынешнего года ему  исполнилось бы двести лет. Экспозиции расположилась в Каретном сарае – самом просторном выставочном пространстве Бахрушинского музея. Экспонатов много, они расположены на стенах, а также на специально сделанных к выставке больших деревянных ширмах, стоящих по периметру зала. Как чуть позже на вернисаже отметит Генеральный директор Театрального музея Дмитрий Родионов, выбор свежеструганного дерева для оформления выставки совершенно не случаен: «Что такое дерево, планшет артистам балета объяснять не надо.  Вся жизнь их проходит на этом деревянном планшете. Все обучение – на сценических подмостках. И в репетиционных залах тоже деревянные полы».

Приветствуя собравшихся на вернисаже, Дмитрий Родионов сказал: «По решению правительства РФ был создан оргкомитет по празднованию 200-летия М.И. Петипа. Была сформирована очень большая программа в Москве, Петербурге и по всей России. Одно из главных мероприятий этой программы – наша выставка, которую мы готовили около двух лет. Я искренне признателен всем нашим партнерам во Франции, Германии,  США и в России за то, что они откликнулись на идею этой выставки. То, что вы сегодня видите, в основном, выставляется впервые за 150 лет, раритеты со всех концов мира. Очень большой труд, и очень важно профессиональное творческое содружество. Куратором выставки стал старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Сергей Конаев». Помимо собрания Петипа из Бахрушинского музея, на выставке представлены экспонаты из музея Большого театра, РГАЛИ, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. В качестве официального партнера Театрального музея Национальный центр танца во Франции (Centre national de la danse), он разработал виртуальную форму выставки, посвящённой Петипа, доступную для просмотра из любой точки мира.

Во время революционных событий А.А. Бахрушин спас архив М. Петипа. Юрий Бахрушин, сын основателя музея, вместе со своим другом искусствоведом Борисом Романовым этот архив разбирали. Они пришли к выводу, что все рукописи можно поделить на пять частей: собрание либретто, написанные самим М. Петипа; чертежи групп, ходов и движений в танцах; исторические справки и выписки из книг; калькированные рисунки из периодических изданий, в основном, французских; и, наконец, работы по созданию балета «Спящая красавица». Также среди экспонатов выставки рисунки Адольфа Шарлеманя, академика живописи и художника спектаклей Петипа, большинство из них ранее не публиковались. Привлекают внимание эскизы костюмов и декораций И. Всеволожского, директора Императорских театров, К. Вальца, главного машиниста сцены Большого театра, А. Глазунова, А. Бенуа и других знаменитых художников и театральных декораторов. Кроме того, представлены зарисовки самого Петипа, сделанные им планировки мизансцен, монтировочные описи и, конечно, множество фотографий. Кроме творческой, одна из важных тем выставки – семейная история М.И. Петипа. Посетители узнают, почему французский танцовщик  оказался в России, как ему удалось создать классический балетный репертуар. Сам он называл «улыбкой судьбы» свой ангажемент в Императорских театрах, о его сложных взаимоотношениях с их Дирекцией, о том, как строились его отношения с артистами. На установленном в Каретном сарае большом видео-экране  демонстрируются отрывки из балетов М. Петипа, сохранившиеся на кинопленке – от эпохи немого кино до недавних реконструкций.

Статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, выступая на открытии выставки «Два века Петипа», особое внимание обратил на множество событий, запланированных в связи с юбилеем выдающегося хореографа. «Весь год будет насыщен, – сообщил он. –  Мы отмечаем юбилей на сцене Большого театра. 13 марта там будет гала-концерт танцевальных школ России. В июне гала-концерт звезд мирового балета. Также на сцену Большого театра возвращаются два балета Петипа: «Коппелия» в реконструкции Сергея Вихарева и «Дочь Фараона» в реконструкции Пьера Лакотта. Будет фестиваль и в Мариинском театре, в его афише все постановки в хореографии Петипа.  Продолжится празднование на Санкт-Петербргском Культурном форуме в ноябре этого года концертной программой, где будет сделан специальный акцент на вклад  хореографа в мировой балет. 11 марта в день рождения М. Петипа  откроют мемориальную доску на здании хореографического училища им. А. Вагановой». В заключение Александр Журавский поблагодарил музей, который «позволил нам прикоснуться к этому удивительному деятелю, человеку, который сумел проложить линию дружбы не только между Россией и Францией, но также между Россией и остальным миром».

«М. Петипа был невероятный авангардист, он перевернул саму структуру балета, даже в большей степени, чем Малевич и Кандинский сделали это в живописи. Мне кажется, за это понимание актуальности живого творческого процесса, за готовность к эксперименту, за верность профессии эта фигура достойна самого пристального изучения, – сказала, выступая на вернисаже, директор Государственного института искусствознания Наталья Сиповская. – Совершенно эгоистично поздравляю нас всех с открытием этой замечательной выставки, такой живой и непосредственной, Мне кажется, – продолжила она, – что сохранение живой традиции во многом связано с популяризацией наследия Петипа. И не только на сцене, но и путём его тщательного изучения». Наталья Сиповская также отметила важность французско-русского альянса в подготовке событий, посвящённых юбилейному году М. Петипа.

На вернисаже присутствовали посол Франции в РФ Сильвии Берман и Лоран Илер, знаменитый французский танцовщик, сегодня он руководит балетом Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. «Все знают, что М. Петипа, танцовщик, хореограф и балетмейстер, состоялся в России. Россия вдохновила его и поняла, насколько этот человек был талантлив. Он создал основы наших культурных отношений, – отметила госпожа посол. – Сотрудничество в области танца между нашими странами  продолжается и по сей день, – продолжала она. Это важно, русский балетный танец произвёл революцию в мире искусства. Творя вместе, мы можем сделать гораздо больше, чем, если бы работали в одиночку». Сильви Берман поблагодарила Музей им. А.А. Бахрушина за организацию прекрасной выставки, а также Дмитрия Родионова за приглашение на её открытие.

 

Ролан Илер, подойдя к микрофону, по-русски произнёс «Добрый вечер». Затем, уже перейдя на французский, пояснил, что на родном языке он сумеет более точно выразить свои мысли. «Все знают, кто такой Петипа, – сказал Ролан Илер, – может быть, просто старичок, но нам он необходим. Великий хореограф, и ещё архитектор нашего искусства. Мы, потомки Петипа, идём по его стопам. Важна традиция, но важен также способ передачи знаний и навыков. Мне кажется, сегодня мы с особенным вниманием должны отнестись к умению передавать свои знания. И я, будучи руководителем такой большой труппы, очень за этим слежу. Традиция важная вещь, и она должна быть живой. Во время юбилейных торжеств в Музыкальном театре пройдёт гала-вечер, в котором будут участвовать будущие танцовщики, причём, не только Московской школы, но и студенты из Парижа».

На протяжении всей работы выставки наней будут организованы экскурсии, в том числе непосредственно от её куратора – театроведа Сергея Конаева. Театральный музей им. А.А. Бахрушина готовит уникальное издание «Мариус Петипа. «Мемуары» и документы», его презентация пройдет в рамках выставки. Теперь читатель сможет познакомиться с французскими подлинниками и сопоставить историю жизни Петипа, как ее рассказал сам балетмейстер, с уникальными материалами, обнаруженными в результате многолетних архивных поисков. Наконец, 6–8 июня 2018 года состоится Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка», организованная Бахрушинским музеем совместно с Государственным институтом искусствознания и Большим театром. Конференция приурочена к дате заключения контракта между М.И. Петипа и дирекцией Императорских театров.

Текст Галины Фадеевой.

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок